Такси или личный автомобиль. Считаем, что выгоднее в Узбекистане
Предположим, вы накопили 110 млн сумов, и думаете, как их лучше потратить — купить белый Chevrolet Nexia 3, или ездить на такси, а деньги положить в банк. Приводим детальные расчеты стомости владения автомобилем, против поездок на такси!
Автомобиль дает комфорт и свободу передвижения, но давайте посчитаем, насколько выгодно содержать автомобиль в Узбекистане. Ведь с учетом прихода на рынок Яндекс Такси и возросшей конкуренции заказать машину не составляет труда в любое время дня и ночи.
Допустим, у вас есть 110 000 000 сумов, давайте разберемся, как лучше потратить эти деньги, что выгоднее, купить автомобиль, или ездить на такси?
Для корректного расчета договоримся о нескольких условиях.
Среднегодовой пробег автомобиля для поездок на работу, за покупками, а по выходным и за город на отдых составляет 12 000 км, из которых 2000 км это пробег за городом. Для расчета расходов на такси возьмем этот же пробег, с поправкой на повышенный коэффициент по утрам и в непогоду.
Средняя стоимость бензина на 1 км пробега, за последние 3 года, составляет 670 сумов, при условии что мы не сильно экономим на бензине и заливаем АИ-91 или АИ-92. Еще 280 сумов на километр составляют обязательные расходы на техническое обслуживание, страхование (ОСАГО) и ремонт автомобиля.
Итого, 1 км пробега личного авто обходится в 950 сумов. Если добавить сюда полное страхование по КАСКО, то стоимость пробега вырастет на 150 сумов, до 1 100 сум/км.
Стоимость такси будем считать по среднему тарифу на момент публикации — 1 200 сум/км в городе, 1 440 сум/км в час пик, и 2600 сум/км за городом.
И, конечно же, автомобиль, как актив – теряет в стоимости, примерно 18% за 3 года.
Данные по расходу топлива, облуживанию автомобиля взяты исходя из личного опыта автора, который записывает все расходы на автомобиль. Детальные расчеты приведены в таблице ниже.
Nexia 3 / 110 млн. сумов | Такси | ||
---|---|---|---|
Бензин на 36 тыс км, по 670 сумов за км. | 24 млн. | Пробег в городе 8 000 км в год по 1 200 сум/км | 28.8 млн. |
Масло, фильтры и плановое ТО | 4 млн. | Пробег в городе 2 000 км в год по 1 440 сум/км (повышенный спрос) | 7.2 млн. |
Сигнализация и "навороты" | 5 млн. | Пробег за городом 20000 по 2600 сум/км | 15.6 млн. |
Номера и техосмотр | 1 млн. | ||
ОСАГО | 0.2 млн. | ||
КАСКО* | 6 млн. | ||
Потеря в цене -18% | 20 млн. | ||
Общая стоимость владения | 60.3 млн. | Стомиость поездок | 51.6 млн. |
Чистая стоимость актива через 3 года | 47.9 млн. | Чистая стоимость 110 млн. через 3 года | 58.4 млн. |
Если положить деньги в банк под сложный процент | 137.5 млн. |
И так, у нас есть 3 базовых сценария, как потратить 110 млн. сумов:
- Купить автомобиль;
- Ездить на такси, а 110 000 000 сумов положить в сейф и тратить на такси;
- Ездить на такси, а 110 000 000 сумов вложить в банк под 22% годовых. А поездки на такси оплачивать с процентного дохода.
Купив автомобиль, мы сразу же тратим 110 млн. сумов, а расходы на содержание автомобиля ложатся дополнительным бременем на ваш карман.
За 3 года, мы проедем на нашем автомобиле 36 тысяч километров, потратив на обязательные расходы еще 40 млн. сумов, или 1,1 млн сумов в месяц. Кроме того, за эти 3 года наш автомобиль подешевеет на 20 млн сумов.
Итого, полная стоимость владения автомобилем составит около 60 млн. сумов, и 110 млн. сумов превратятся в 50 млн.
За это же время, поездки на такси обойдутся в 52 млн. сумов. Причем, в расчетах мы учли и поездки за город, и повышенные цены в часы пик.
Если никуда не вкладывать эти 110 млн, то чистая выгода против покупки автомобиля составит 8 млн. сумов, и 110 млн. сумов превратятся в 58 млн.
Однако, ситуация в корне меняется, если на эту сумму, вместо покупки автомобиля, открыть вклад в банке.
На момент публикации можно положить средства в один из государственных банков под 22% годовых.
В таком случае, вам будет начисляться около 2 млн. процентов месяц, из которых 1,5 млн. уйдет на оплату такси, а оставшиеся 500 тысяч, можно реинвестировать во вклад, еще больше повышая свой капитал.
Таким образом, если вложить 110 млн. сумов в банк на 3 года под 22 процента годовых, вы покроете свои расходы на такси, и сохраните свой капитал. А дополнительная выплата процентов позволит получить, как минимум 18 млн. сумов.
В итоге, через 3 года владелец автомобиля будет иметь активы чистой стоимостью в 50 млн. сумов, а пассажир такси от 128 млн до 137 млн сумов (если используется капитализация вклада и начинает работать сложный процент).
Как видите, в текущей экономической ситуации автомобиль является скорее роскошью, в то время, как такси ближе к утилитарному средству передвижения.
Класс
Опять кривой расчёт. Как пробег на своей машине считаете 36 тыс км, а на такси 30 тыс км? И почему 1200 сум, 1440 сум и 2600 это за первый год, а за 2 3 год инфляция, цена на такси не будет как прежде, каждый год подымается, что за гений так криво подсчитал а Вот когда Вам такси 2 часа ночи понадобится, вы тогда скажите зачем я не купил себе машину
Ошибись, в такси посчитали 35 тысяч км. ошибка в 1,4 млн не влияет на суть.
Для расчетов использовались данные реального расхода на автомобиль за прошедшие 3 года. А вот такси считали по текущим ценам. Так что тут скорее перевес в сторону личного автомобиля в методологии. Кроме того, с инфляцией дорожают ен только поездки на такси, но и бензин и стоимость обслуживания личного авто. Так что тут паритет.
Повторимся — статья является мнением автора, и если вы с ним не согласны, мы готовы опубликовать вашу версию расчетов. Пришлите текст на hello@autostrada.uz.