Банки в два раза сократили объем автокредитования, пишет телеграм-канал Пик Скартариса, это привело к тому что авторынок падает третий месяц подряд. Сокращение объемов автокредитования вызвано ужесточением требований центрального банка к обеспечению капитала.
В апреле продажи новых автомобилей сократились на 22%, следует из данных ЦЭИР. Причинами такого спада являются сокращение объёмов автокредитования и усложнение правил их выдачи. Фактически, в марте объём выданных автокредитов достиг минимума за последние два года, составив 1,25 трлн сумов.
Учитывая монопольное положение UzAuto Motors на рынке Узбекистана, сокращение продаж новых автомобилей не в последнюю очередь связано со спекулятивными практиками — покупатели не забирают свои автомобили из автосалонов ожидая роста цен, а спрос на более дорогие модели — Onix и Tracker стагнирует. Продажи Chevrolet Captiva оказались провальными из-за высокой цены и конкуренции с другими брендами и импортными китайскими электромобилями, которые стали гораздо более доступными.
А после неадекватного повышения стоимости оформления подержанных автомобилей, вторичный рынок ушел в тень — число сделок с подержанными автомобилями сократилось на 39%: сделки купли-продажи оформляются через генеральную доверенность.
Единственный сегмент, который показывает рост — электромобили. В апреле было продано более 2900 электромобилей, а за год продажи электричек удвоились. Не последнюю роль в этом процессе играет ценовая война между автопроизводителями в Китае, где цены на электромобили падают с каждым днем. Кроме того, официальные дилеры BYD уже больше года не повышают цены на свои автомобили в Узбекистане, и за счет девальвации сума покупка официального электромобиля, даже в кредит, становится все более привлекательной.