Автомобильный кошмар в Узбекистане: Жесткий дефицит и привилегии для экспорта в Казахстан

В Узбекистане катастрофическая ситуация с доступностью автомобилей: страна оказалась в жестком дефиците, оставляя покупателей автомобилей UzAuto Motors в бесконечном ожидании и нервном напряжении. 

Узбекистан — страна с богатой историей и потенциалом, но ее автомобильный рынок оказался запутанным узлом проблем и разочарований для множества автолюбителей.

В Узбекистане ждать машину – это словно судьба. Автомобильный рынок страны столкнулся с невероятно жестким дефицитом, который приводит автолюбителей в отчаяние, вынуждая месяцами и даже годами томиться в ожидании своего авто. 

Национальный автопроизводитель UzAuto Motors говорит о глобальном кризисе полупроводников и перебоях в логистических цепочках.

Но посмотрим на близкого соседа — Казахстан, где картина на авторынке кардинально отличается. Автомобили узбекского производства здесь доступны без очереди, даже несмотря на все мировые кризисные явления.

В Казахстане можно стать обладателем автомобиля моментально, без необходимости стоять в бесконечных очередях, ждать машину месяцами и даже годами.

Ключ к успеху в конкуренции: автопроизводители борются за покупателя, а не покупатель вымаливает договор за «шапку». Как следствие, появляется широкий выбор брендов, разнообразие моделей и возможность получить машину без лишних сложностей.

Казахстанские автолюбители могут позволить себе даже лучшие модели Chevrolet — Cobalt, Onix и Tracker, в то время как узбекские граждане вынуждены внушительное время ожидать даже самый скромный и доступный автомобиль. А в последние 8 месяцев и вовсе — договоров на бюджетные автомобили нет.

Почему такая несправедливость происходит в стране-автопроизводителе? 

Очевидно, что в Узбекистане что-то идет не так. Недостаток автомобилей, запретительные таможенные пошлины, и долгое ожидание поставки автомобиля приводят к серьезному недовольству со стороны потребителей. И это недовольство выливается на просторы соцсетей и телеграм каналов.

Что же стоит за этим мракобесием? Оказывается, одним из ключевых факторов является собственное производство автомобилей в Узбекистане. На первый взгляд, это должно было стать основой для сокращения зависимости от импорта и улучшения доступности машин для населения. Но на практике оказалось совсем не так.

Вместо того чтобы обеспечить справедливое распределение автомобилей на внутреннем рынке, узбекский автопроизводитель вновь ориентируется на экспорт. 

При этом Казахстан стал привилегированным партнером, получив доступ к своевременному и беспрепятственному импорту машин, даже утилизационный сбор в Казахстане оплачивают узбекские налогоплательщики.

UzAuto Motors получит 137 млрд. сумов из госбюджета чтобы покрыть утильсбор с экспортных авто

Это означает, что в Узбекистане автомобиль стал почти несбыточной мечтой для многих. Справедливо ли такое отношение к своим гражданам со стороны узбекского правительства, ведь именно государство владеет UzAuto Motors, именно государственный Узавтопром согласовывает цены и влияет на основные решения по работе завода?

Почему нельзя обеспечить гражданам своей страны приемлемый доступ к автомобилям, которые собираются на их же территории? Это лишь один из множества вопросов, которые требуют ответов от узбекских властей. 

Настало время для перемен, настало время для справедливости и равных возможностей для всех автолюбителей в Узбекистане.

Но хватит ли смелости и решимости правительству Узбекистана проложить путь к улучшению ситуации на родном автомобильном рынке?

Первые шаги в этом направлении делаются: президент поручил открыть автомобильное производство в Кашкадарье, в Джизаке, вероятно, будет поручено организовать сборку автомобилей Volkswagen, расширяется линейка брендов от китайских автопроизводителей: Chery, BYD, Exeed. Открывается импорт автомобилей Opel.

Но все эти модели продаются в верхнем ценовом сегменте, и среди моделей до 15 тыс. долларов монополия UzAuto Motors непоколебима…

Пора отменять растаможку на новые автомобили независимо от объема двигателя или цены. Сейчас UzAuto Motors не может покрыть спрос, так зачем создавать искусственный дефицит, вместо конкурентной среды, в которой каждый найдет автомобиль по своему карману.

В Казахстане — на открытом и конкурентном рынке, Chevrolet Cobalt уже два года удерживает планку самой продаваемой модели. Неужели сторонники жесткого протекционизма настолько не уверены в качестве родных автомобилей, что боятся конкуренции?

Но политика протекционизма не работает — за почти 30 лет запретительных таможенных пошлин так и не получилось создать собственную автомобильную промышленность полного цикла. Так зачем дальше плодить дефицит, когда можно открыть рынок и обеспечить рыночные условия конкуренции, в которой UzAuto Motors уж точно не проиграет, хотя бы потому, что моделей дешевле 15 тысяч долларов в мире очень мало.

Exit mobile version