4 сентября Кабинет Министров Узбекистана принял постановление № 693 «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации водителей путем внедрения инновационных методов обучения» В соответствии с документом, с 1 января 2018 года водители автотранспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, обязаны раз в два года проходить занятия по повышению квалификации в автошколах Avtotest Report.
Кроме того, постановлением дано поручение Министерству юстиции внести предложения о введении с 1 июля 2018 года административной ответственности в отношении водителей, управляющих транспортными средствами, принадлежащих юридическим лицам, без сертификата ООО «Avtotest Report».
Стоимость повышения квалификации составит 2 минимальных размера заработной платы.
Данное решение правительства принималось без широкого общественного обсуждения, что привело к бурным дискуссиям в социальных сетях. Наиболее важный момент, который по мнению Автострада.уз сигнализирует о низком уровне проработки решений в данной сфере: принятие Постановления Правительства №693, сводит на нет новый вид предпринимательской деятельности – предоставление в аренду физическим лицам автомобильного транспорта. Ведь теперь, вне зависимости от трудоустройства и цели использования автомобильного транспорта юридического лица, даже в случае аренды иностранным туристом или гражданином республики всего на один день – требует наличие пресловутого сертификата.
Приведем наиболее интересные доводы из большого разбора от Anhor.uz, с небольшими сокращениями:
Монополия Avtotest Report
Согласно пункту 2 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров от 2 августа 2006 г. №156 «О мерах по совершенствованию порядка предоставления права управления автомототранспортными средствами, подготовки и переподготовки водителей в Республике Узбекистан» от 31.12.2010г. № 325 установлено, что подготовка и переподготовка водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта осуществляются государственными образовательными учреждениями, а также ОСО «Ватанпарвар», Акционерной компанией «Тошшахартрансхизмат», Ассоциацией «Transkasb» и Добровольным обществом автомотолюбителей Республики Узбекистан, ООО «Avtotest Report» и организациями, в уставном фонде которых не менее 51 процента долей (акций) принадлежит ООО «Avtotest Report».
Фактически ООО «Avtotest Report» будет регулировать доступ новых игроков на рынок образовательных услуг для водителей
Установление такого критерия как участие ООО «Avtotest Report» в уставном фонде всех других организаций в размере не менее 51 процента их долей (акций), искусственно создаёт монополию единственной организации – ООО «Avtotest Report». И, любой новый участник товарного рынка будет иметь возможность осуществления своей деятельности в сфере подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, исключительно в кооперации с ООО «Avtotest Report».
Соответственно, действующая редакция п. 2 постановления Кабинета министров Республики Узбекистан № 325 от 31.12.2010 года ограничивает доступ на рынок всех других хозяйствующих субъектов, что противоречит ст. 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции».
Фактически на уровне решения правительства юридически закреплена монополия единственного хозяйствующего субъекта в сфере подготовки и переподготовки водителей.
Следует отметить, что Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.12.2010г. №325 принято во исполнение постановления Президента Узбекистана от 19 августа 2010 года №ПП-1392, согласно которому, с 1 апреля 2011 года частные коммерческие структуры, осуществляющие деятельность по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта прекратили этот вид деятельности.
Однако, затем, было принято Постановление Кабинета Министров от 30.04.2015 г. №106, которое предусматривало включение определенных частных коммерческих структур в перечень организаций, имеющих право осуществления деятельности по подготовке и переподготовке водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта.
Таким образом, (еще в 2015 году — прим. Автострада.уз) при отсутствии какого-либо основания для внесения изменений и дополнений в редакцию Постановления Президента Узбекистана от 19 августа 2010 года №ПП-1392, постановлением Кабинета Министров от 30.04.2015 г. №106 внесены изменения в нормативно-правовой акт, принятый во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 19 августа 2010 года №ПП-1392. Таким образом нижестоящая организация, в данном случае Кабинет министров, вносит изменение в положения ранее установленные решением Президента.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии нарушения требования Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», в соответствии с которым нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.
Правовая экспертиза Anhor.uz
Согласно статье 18 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» проекты нормативно-правовых актов подлежат обязательной юридической экспертизе. В ходе юридической экспертизы проверяется соответствие проекта нормативно-правового акта Конституции и законодательству Республики Узбекистан, а также правилам законодательной техники.
Согласно Постановлению правительства № 693 с 1 января 2018 года введен порядок, в соответствии с которым водители автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, обязаны проходить повышение квалификации один раз в два года.
Обоснованием для введения данного порядка приводятся следующие причины, которые отражены в вводной части Постановления Правительства, в частности: участниками дорожно-транспортных происшествий в большинстве случаев становятся водители, управляющие автотранспортными средствами, в собственности юридических лиц, а также ненадлежащее исполнение требований законодательства о повышении квалификации водителей.
Аналитические материалы, которые были приложены при обсуждении проекта не содержали каких-либо данных о количестве ДТП в целом, а также сведений о количестве ДТП совершенные по вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
Постановление правительства не обосновано с точки зрения фактических обстоятельств и международного опыта.
Согласно статье 21 Закона Республики Узбекистан «О безопасности дорожного движения», обучение, повышение квалификации, инструктаж и проверка знаний по вопросам безопасности дорожного движения работников юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, проводятся работодателем за счет собственных средств.
Работодатель обязан обеспечить проведение с водителями инструктажей по безопасности дорожного движения: при приеме на работу (вводный), перед рейсом (предрейсовый), специальный, сезонный и дополнительный (внеочередной).
Работники служб безопасности дорожного движения юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, периодически, не реже одного раза в три года, должны повышать свою квалификацию по специальным программам, утвержденным Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта, со сдачей квалификационного экзамена.
Однако, Правительство, не рассматривая причины, по которой якобы в недостаточной мере не соблюдаются требования по повышению квалификации водителей, фактически позволяется ввести себя в заблуждение, и не учитывая наличие требования о прохождении раз в три года повышения квалификации работниками служб безопасности юридических лиц, распространяет данное требование в отношении всех лиц, управляющие автомобильным транспортом юридических лиц.
При этом вопрос в отношении уполномоченного органа – Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта остается открытым, а его функции пока никто не отменял.
Нарушение ч. 2 ст. 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции»
Далее, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции», не допускаются действия органов государственного управления, органов государственной власти на местах и объединений юридических лиц, препятствующие нормальному функционированию товарного или финансового рынка, развитию конкуренции и ущемляющие права и законные интересы потребителей, в том числе согласованные действия и сделки, приводящие к следующему:
повышению, снижению, поддержанию цен или тарифов;
разделу соответствующего рынка по территориальному принципу, по объему реализации или закупок, по ассортименту товаров либо по кругу продавцов товаров или их покупателей, заказчиков;
ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Несмотря на данный, закрепленный законом, запрет, принятое Постановление Правительства явно предоставляет необоснованные преференции:
во-первых, указывается, что стоимость учебного пособия включается в стоимость обучения;
во-вторых, предписывается приобретать учебные пособия индивидуально для каждого обучающегося, указывая у кого и какое-именно учебное пособие подлежит обязательному приобретению;
в-третьих, при прочих равных условиях, если другой хозяйствующий субъект, кроме ООО «Avotest-Report», разработает аналогичное учебное пособие, оно будет иметь ограниченный доступ к данному товарному рынку и такой субъект будет заведомо устранен из товарного рынка.
Таким образом, искусственно создаётся единственный в Республике хозяйствующий субъект – ООО «Avtotest-Report», у которого все другие образовательные учреждения в принудительном порядке будут приобретать учебные пособия «Avtotest» для обеспечения обучающихся необходимым количеством учебных пособий, с включением их стоимости в стоимость обучения.
Наличие единственного (а точнее – практически монопольного) в республике производителя учебного пособия, которое рекомендовано в качестве единого для образовательных учреждений при подготовке и переподготовке водителей, а также факт обучения вождению самим производителем учебного пособия свидетельствует о наличии доминирующего положения на товарном рынке, дискриминационных условиях и других нарушениях положений Закона Республики Узбекистан «О конкуренции».
В частности, ООО «Avtotest Report» фактически является монополистом в качестве единственного правообладателя и производителя учебных пособий для всех учебных заведений, которые готовят водителей, при этом так же осуществляет подготовку и переподготовку водителей.
Учитывая, что учебное пособие распространяется в электронной форме (стоимость 169 000 сум, по состоянию на 2016 год), ООО «Avtotest Report», при прочих равных условиях, может предоставить дополнительные скидки на обучение как минимум на стоимость электронного учебного пособия. Следовательно, стоимость обучения в ООО «Avtotest Report» будет ниже, нежели в других организациях, а при установлении равноценной стоимости на обучение, ООО «Avtotest Report» сможет иметь дополнительный доход соразмерно стоимости пособия в количеству студентов.
Обязательное приобретение пособия для каждого обучающегося водителя в республике, означает дополнительный доход для ООО «Avtotest Report», что ставит его вне конкуренции по сравнению с другими образовательными учреждениями, т.к. стоимость учебного пособия, устанавливается самостоятельно со стороны ООО «Avtotest Report».
Сложившаяся ситуация однозначно указывает на доминирующее положение ООО «Avtotest Report» на товарном рынке, которое может быть использовано в целях злоупотребления данным положением
Данное обстоятельство, по мнению специалистов Anhor.uz, свидетельствует о явных нарушениях положений ст. 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции», которые направлены на принуждение хозяйствующих субъектов к заключению прямых договоров с доминирующим на товарном рынке производителем.
Вместе с этим, включение в стоимость обучения расходов на приобретение рассматриваемого учебного пособия фактически в принудительном порядке обеспечивает его реализацию обучаемому – т.е. потребителю. Тем самым нарушается право потребителя свободного выбора и право на надлежащее качество товара (ст.ст. 5 и 8 Закона Республики Узбекистан «О защите прав потребителей»).
Более того, учебное пособие не является расходных материалом, и может быть использовано несколько раз разными людьми. Однако, в текущей ситуации каждый студент должен оплатить учебное пособие, даже если в его семье уже имеется несколько копий этого «учебника».
Согласно ст. 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается:
— «давать указания хозяйствующему субъекту о приоритетном заключении договоров, первоочередной реализации товаров определенному кругу покупателей;
— необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, преференции и привилегии, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на товарном или финансовом рынке».
Статьей 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» также установлено, что «не допускаются действия органов государственного управления, органов государственной власти на местах и объединений юридических лиц, препятствующие нормальному функционированию товарного или финансового рынка, развитию конкуренции и ущемляющие права и законные интересы потребителей, в том числе согласованные действия и сделки, приводящие к повышению, снижению, поддержанию цен или тарифов».
Исключительное регулирование сферы образовательных услуг для водителей делает невозможным возникновение новых независимых предприятий и нового вида предпринимательской деятельности
Противоречие утвержденной Концепции административных реформ
Указом Президента Республики Узбекистан №УП-5185 от 08.09.2017г. утверждена Концепция административных реформ в Республике Узбекистан.
В преамбуле Концепции отмечается, что «…устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды».
Далее, в п. 2 раздела 3 Концепции в качестве меры по ограничению административного воздействия на отрасли экономики, предписывается «…отказ от практики предоставления отдельным хозяйствующим субъектам эксклюзивных прав, индивидуальных льгот и преференций, ограничивающих развитие здоровой конкурентной среды».
Однако, положения обсуждаемого Постановления Правительства противоречат не только положениям утвержденной Концепции административных реформ, но и целого ряда других законов, т.к. предусматривается совмещение функции в одном лице по выдаче заявителям сертификатов по подготовке и переподготовке водителей автотранспортных средств и по оказанию самих услуг, по которым выдаются сертификаты. Данное обстоятельство приведет к искусственному созданию монополиста и девальвирует норму статьи 18 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», согласно которой государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.
Дополнительное финансовое бремя
На организации возлагается дополнительное финансовое бремя, в частности устанавливается что, источником финансирования мероприятий по повышению квалификации водителей осуществляется за счет собственных средств работодателей, а в бюджетных организациях — за счет внебюджетных средств.
При этом, эти расходы будут нести все без исключения юридические лица, вне зависимости от вида автотранспортного средства и цели его использования. Мало того, ведь помимо расходов юридического лица по оплате стоимости обучения, не учтен вопрос сохранения заработной платы работника, отвлекаемого от основного рабочего процесса – ведь на время отвлечения, за работником будет сохранена его заработная плата, что соответственно увеличивает расходы субъекта предпринимательства, т.к. он вынужден платить в том числе за время, которое фактически не отрабатывается работником.
Что касается, финансирования «мероприятий» в бюджетных организациях за счет внебюджетных средств, то самым интересным вопросом является – как поступить при отсутствии данных внебюджетных средств?
Противоречие ст. 53 Конституции Республики Узбекистан
С введением системы сертификации игнорируется основной принцип экономических основ общества, установленные Конституцией Республики Узбекистан, в частности в ч. 1 ст. провозглашено что «…Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности».
Пожалуй, самый важный момент: принятие данного Постановления Правительства, сводит на нет новый вид предпринимательской деятельности – предоставление в аренду физическим лицам автомобильного транспорта. Ведь теперь, вне зависимости от трудоустройства и цели использования автомобильного транспорта юридического лица, даже в случае аренды иностранным туристом или гражданином республики всего на один день – требует наличие пресловутого сертификата.
Таким образом, мы становимся свидетелями предоставления льгот и привилегий отдельному хозяйствующему субъекту, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам в данной сфере.