Кодекс об административной ответственности дополнен санкцией за управление транспортными средствами без «сертификата о прохождении повышения квалификации водителей транспортных средств юридических лиц, в том числе осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров или грузов». Закон о поправках в кодекс 2 мая подписал президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Сертификат не нужен, если с момента получения удостоверения на право управления транспортными средствами (кроме случаев его замены или выдачи вместо утерянного) не прошло двух лет.
Штраф за отсутствие сертификата равен одному минимальному размеру заработной платы (223 000 сумов).Напомним, закон был одобрен Сенатом в конце февраля, однако, ожидалось, что курсы повышения квалификации каждые два года будут проходить только водители юрлиц, занимающиеся перевозкой грузов или пассажиров.
Тем не менее, из окончательной формулировки поправки следует, что получать сертификат придется всем водителям транспортных средств юрлиц.
Необходимость повышения квалификации в правительстве объясняли тем, что «в большинстве случаев участниками дорожно-транспортных происшествий становятся водители, управляющие автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам». Какие-либо обоснования этого утверждения не приводились.
Штрафовать водителей за отсутствие сертификата должны были начать еще с 1 июля 2018 года, согласно постановлению правительства Узбекистана от сентября 2017 года, однако законодателям потребовалось время, чтобы утвердить поправки.
Нововведение было встречено общественностью крайне негативно, в том числе в связи с предоставлением компании Avtotest Report монопольного права на осуществление деятельности по повышению квалификации водителей, управляющих автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам.
Позже правительство отменило монополию Avtotest, однако требование наличия сертификата осталось (исключение введено для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, управляющих автотранспортом на основе проката и лизинга).
1 августа информационная служба Антимонопольного комитета опубликовала сообщение, в котором говорится, что, несмотря на отмену монополии, Avtotest Report с подведомственными организациями остается единственной компанией, имеющей лицензию на предоставление услуг по повышению квалификации водителей автотранспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
Основываясь на этом, а также принимая во внимание факт того, что Avtotest Report более одного года ведет деятельность на рынке предоставления услуг по повышению квалификации водителей автотранспортных средств, Антимонопольный комитет проводит изучение по включению Avtotest Report в реестр предприятий, занимающих монопольное положение.
В заявлении комитета отмечается, что «субъекты, которые пришли к выводу, что данное требование ущемляет права и интересы юридических лиц, имеют право обратиться в орган, принявший законодательный акт, или в Конституционный суд Республики Узбекистан с требованием отменить обязательность повышения квалификации водителей автотранспортных средств принадлежащих юридическим лицам».