Резкому повышению цен на бензин предшествовал глубокий анализ в Министерстве экономики, цитирует «Газета.уз» первого заместителя министра экономики Узбекистана Мубина Мирзаева.
Мубин Мирзаев признал, что повышение цен было нелегким решением. «Когда мы провели анализ, стало понятно, что если не повысить цены на бензин, нефтегазовое предприятие завершит год с убытком в 3 трлн сумов, что скажется на его функционировании и уровне производства», — отметил он.
Анализ показал, что на 1 июня стоимость нефти на мировом рынке составляла 48 долларов США за баррель, сейчас же она достигла 62 долларов. Отвечая на вопрос о возможности дальнейшего повышения стоимости топлива, представитель Минэкономики заявил, что это будет зависеть от биржевых цен на нефть.
«За четыре месяца эта цифра выросла на 31%. Мы добываем нефть, но ее недостаточно, поэтому мы вынуждены импортировать минимум 1−1,5 миллиона тонн. Это также учитывалось при установлении новых цен. Если стоимость нефти на мировом рынке резко вырастет, а мы не будем повышать цены, снова появится дефицит, и предприятия начнут работать с убытком, что не позволит увеличить объемы производства», — заключил Мубин Мирзаев.
Мощности Ферганского нефтеперерабатывающего завода используются всего на 20%. К этому привела убыточность при производстве и реализации нефтепродуктов. Чтобы поднять мощность этого завода до 50%, он должен работать хотя бы с 5-процентной прибылью Мубин Мирзаев, первый заместитель министра экономики Узбекистана
Цены на автомобильный бензин и дизельное топливо с 15 ноября увеличились в среднем в 1,5 раза. Мубин Мирзаев подчеркнул, что повышение не означает приравнивание к мировым ценам. Он привел сравнение со странами ближнего зарубежья. Если в Узбекистане литр бензина стоит от 3800 сумов, то в Казахстане средняя цена в пересчете на сумы также составляет 3800 сумов, в России — 5400, в Таджикистане — 6300 сумов.
Масштабная реформа рынка нефтепродуктов в Узбекистане направлена на обеспечение автомобильным топливом все регионы республики, включая самые отдаленные районы.
Первый замминистра экономики отметил, что улучшение ситуации будет не моментальным, но ожидать его стоит в скором времени: «У [нефтеперерабатывающих заводов] не должно быть проблем с финансированием, поскольку постановлением Президента до конца года им будут выделены беспроцентные бюджетные ссуды в размере 2 трлн сумов. 600 млрд сумов они уже получили. В скором времени они освоят всю сумму, импортируют нефть, переработают и обеспечат бензином все регионы».
Напомним, в ходе реформирования отрасли принят общий технический регламент о требованиях к автомобильному бензину и другим видам топлива, что приведет к тому, что бензин в Узбекистане будет соответствовать новым стандартам качества.
Кроме того, протоколом Кабинета министров Узбекистана «О дополнительных мерах по стабильному обеспечению потребителей республики нефтепродуктами» установлены розничные отпускные цены на автомобильный бензин марки АИ-95, произведенный из импортного сырья.
АИ-95 теперь стоит в два раза дороже, чем до масштабной реформы рынка нефтепродуктов, и ноябрьского повышения цен на бензин АИ-80 и АИ-91.
На центральных АЗС Ташкента, подведомственных «Узбекнефтегазу», 1 литр бензина АИ-95 обойдется в 6500 сумов, включая налог на потребление бензина.