BYD Uzbekistan

Утильсбор против народа: в Узбекистане вводят скрытые пошлины под видом «заботы» о потребителях

С 1 мая 2025 года в Узбекистане в 4 раза вырастет утилизационный сбор на импортные электромобили. Под предлогом заботы об экологии правительство вводит новую финансовую нагрузку на население, при этом освобождая от всех сборов и пошлин местных «производителей», которые фактически являются сборщиками автомобилей из китайских комплектующих или прямыми импортерами.

Реклама

С 1 мая 2025 года утилизационный сбор на электромобили вырастет в 4 раза — с 30 до 120 БРВ (~3500 долларов). При этом местные «производители» и «инвесторы» этот сбор не платят, но продают свои автомобили на 5–6 тысяч долларов дороже, чем стоят те же модели, импортированные напрямую из Китая.

Утилизационный сбор с электромобилей вырастет в 4 раза

Реклама

Причём частные импортеры оплачивают полный пакет налогов: НДС, утилизационный сбор, сбор за «сертификацию» на полигоне UzTest, услуги декларанта. И даже с учётом всех этих расходов такие электромобили оказываются на 15% дешевле, чем «официальные».

Именно для того, чтобы сократить эту разницу, и повышается утилизационный сбор на импортные электромобили: уже сейчас цены на электрокары выросли на 10%.

Госслужащие оправдывают это решение «заботой о потребителях» и «развитием экономики». Жаль, что чиновники, принимающие такие решения, не понимают основ рыночной экономики: ради нескольких десятков тысяч рабочих мест в автопроме страна теряет сотни тысяч рабочих мест в малом бизнесе. Рост тарифных барьеров приводит к закредитованности населения, удорожанию логистики, сокращению инвестиций в малый бизнес. В результате — миллионы гастарбайтеров в России терпят унижения, вместо того, чтобы по-настоящему развивать экономику Узбекистана.

Но, видимо, красивые отчёты и интересы инвесторов важнее, чем благосостояние простых людей. Ведь ни чиновники, ни хокимы не избираются народом, а значит, и отчитываются не перед избирателями, а перед «руководством».

Самое время вспомнить прошлогодние обещания директора завода BYD Uzbekistan Factory: «Автомобили BYD узбекского производства будут стоить дешевле импортных», такое громкое заявление в эфире Uzbekistan 24 сделал директор завода BYD в Джизаке Шафкатбек Алимов.

Такие обещания вполне реализуемы — уже сейчас гибридные автомобили BYD в Узбекистане у официальных дилеров стоят дешевле, чем при частном импорте именно за счет заградительных таможенных пошлин и утилизационного сбора.

Автомобили BYD узбекского производства будут стоить дешевле импортных

Ограничения на импорт электромобилей в Узбекистан

  • Обязательная сертификация и тестирование каждого электромобиля на полигоне в Пскенте. Это касается только частных импортеров. Мера введена после просьбы BYD «упорядочить» иимпорт неофициальных автомобилей этой марки.

Новая монополия: BYD лоббирует запрет на частный импорт

Утильсбор против экологии

Официальная причина повышения утильсбора с электромобилей — необходимость создания инфраструктуры по переработке аккумуляторов. Однако на практике никаких перерабатывающих заводов не существует, а сами сборы никак не зависят от типа, ёмкости и состава батареи. Таким образом, владелец компактного BYD Seagull платит такой же сбор, как и владелец большого BYD Tang.

Получается, что под предлогом экологии вводится скрытая пошлина, цель которой — сделать выгодной продукцию отечественных заводов, несмотря на то, что они получают льготы, которые в несколько раз больше прямых налогов.

BYD в Узбекистане получает огромные льготы, которые в 8 раз больше прямых налогов

Кроме того, такие барьеры прямо противоречат правилам ВТО куда Узбекистан так стремится… По требованиям ВТО налоги и сборы длолжны быть для всех одинаковыми, как для импортеров, так и для производителей. Защищать рынок следует за счет таможенных пошлин, а не маскировать их под «утилизационный сбор».

Почему это плохо?

  • Официальные дилеры BYD продают Song Plus на 5–6 тысяч долларов дороже, чем тот же автомобиль в лучшей комплектации, ввезённый частниками.
  • Потребитель платит больше. Даже без пошлины, НДС и логистики, «отечественные» авто обходятся дороже — просто потому что на рынке нет конкуренции.
  • Утилизационный сбор — налог без отчёта. За 5 лет действия сбора правительство ни разу не отчиталось: сколько собрано, как потрачено и где переработаны отходы.

Аргументы правительства не выдерживают критики

Представитель Министерства инноваций, промышленности и торговли Иномжон Абдурахмонов заявил, что утильсбор помогает создавать рабочие места и обеспечивает «стратегическую безопасность». Однако, как пишет Газета.уз, если защищать одну отрасль, то страдают все остальные. Дорогое авто — это удорожание логистики, товаров, такси, доставки и всего остального.

Более того, нынешние «локальные» заводы чаще всего просто привозят готовые машины или машинокомплекты из Китая и собирают их по крупноузловой технологии. Никакой реальной локализации, кроме наклейки логотипов, там нет.

Пошлины оправдываются избирательным международным опытом

Развитые страны стимулируют переход на автомобили на новых источниках энергии, да, автомобили из Китая в Европе стоят дороже, чем в Узбекистане, но там действуют прозрачные тарифные барьеры, да и средняя зарплата позволяет покупать автомобили за 40 тыс Евро, чего не скажешь об Узбекистане.

  • В Норвегии электромобили освобождены от НДС и пошлин.
  • В Германии переработка уже включена в цену авто — утилизационный сбор не взымается.
  • В Казахстане электромобили также освобождены от утильсбора.

Зато в Узбекистане утильсбор платится за всё — и за дешёвые, и за дорогие авто, независимо от оъема батареи и количества отходов, которые такой импорт создаст. В то время как местный производитель получает налоговые каникулы до 2030 года. Это и есть прямая дискриминация, противоречащая нормам ВТО.

Вывод

Правительство готовит новые ограничения на импорт электромобилей

Повышение утильсбора — это не про экологию, а про контроль над рынком. Это попытка сдержать конкуренцию, навязать покупателям «официальные» машины по завышенной цене и переложить бремя неэффективности автопрома на плечи граждан.

На словах — забота о природе, на деле — торговый барьер в интересах конкретных компаний.

Как правильно пишут пользователи в комментариях: «Грабёж, да и только».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button