Автострада публикует колонку Азамата Атаджанова — главного редактора «Газеты.уз» о том, что необходимо предпринять, чтобы снизить смертность на дорогах Узбекистана.
Нерегулируемые (без светофоров) пешеходные переходы через многополосные улицы строить нельзя. Если на улице больше одной полосы в каждую сторону, на переходе должен стоять светофор. Это элементарно. Это понимают во всем цивилизованном мире. Но в ГУБДД МВД Узбекистана проблему видеть отказываются.
В одном только Ташкенте сотни нерегулируемых пешеходных переходов. На магистральных улицах, на кольцевых автодорогах, рядом с вузами, школами, рынками, жилыми кварталами. И на них регулярно сбивают людей. За 10 дней ГУВД города сообщило о двух случаях наезда на пешеходов со смертельным исходом на нерегулируемых переходах: на ул. Кулоктепа (скончался 67-летний Зарипбой Х.) и на ул. Абдуллы Кадыри (скончалась 25-летняя актриса Фарангиз Режаметова).
Будничные сообщения о ДТП традиционно содержат призыв «неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения, быть осторожными, внимательными и взаимовежливыми». В них нет обещаний разобраться, как смертельно опасный переход мог вообще появиться на улице с 10 полосами. Нет обещаний сделать все возможное, чтобы свести количество наездов на опасном переходе к нулю.
И самое главное — нет осознания проблемы. Ведь, по мнению ГУБДД, как бы неграмотно ни был организован переход, виноватыми всегда являются неосторожные пешеходы и невнимательные водители.УБДД Ташкента продолжает противиться установке светофоров, снижению разрешенной скорости на опасных участках, обустройству островков безопасности, сужению проезжей части и сооружению приподнятых переходов в местах пересечения улиц людьми — методам, проверенным десятилетиями и доказавшим свою эффективность во всем мире. Это не голословное утверждение, а выводы из многих бесед с представителями службы безопасности дорожного движения.
Сотни инспекторов ДПС на улицах, внезапно ставшие модными желтые рамки на знаках и желтые полосы на «зебрах», надземные и подземные переходы, стоящие огромных денег, многокилометровые заборы — все это не делает улицы безопаснее. Безопасность достигается правильным дизайном улиц, при котором у водителя минимальный шанс совершить ДТП. Пока ГУБДД и власти всех уровней это не осознают, улицы продолжат уносить жизни людей. Как новый переход на ул. Абдуллы Кадыри, «нарисованный» совсем недавно.
Практически через месяц начнется новый учебный год. Какие реальные меры предприняли УБДД и хокимияты, чтобы обезопасить детей у школ и детсадов, людей, живущих рядом с широкими проспектами и ежедневно подвергающих свою жизнь риску? Если ты пешеход, то Ташкент (можно подставить любой другой город) все еще не любит тебя.
Что не так с пешеходными переходами
Пешеходный переход — это не просто два знака и «зебра» через улицу любой ширины. Почему переход на ул. Абдуллы Кадыри организован неправильно?
Находясь на возвышенности, переход не виден водителю за рулем. Отсутствие предупреждающих знаков, дублирующих знаков посередине, а также высокая разрешенная скорость не позволяют водителю вовремя среагировать на появление пешехода. Без светофора такие переходы строить нельзя.
Отсутствие островка безопасности и физического разделения направлений движения подвергает пешеходов высокому риску наезда. Желтый цвет не делает переход безопаснее.
Переход ведет в никуда. Он не является частью пешеходной инфраструктуры, а существует сам по себе.
Переход не связан даже с ближайшим тротуаром.
На ул. Махатмы Ганди, примыкающей к ул. Кадыри, отсутствуют тротуары, несмотря на то, что рядом расположен крупный парк.
Нехватка средств на знаки — давно не секрет.
По этой улице ежедневно ходят тысячи школьников и их родителей, но здесь нет тротуаров. Перед Экопарком нет даже пешеходного перехода.