Почему дорожают автомобили GM Uzbekistan?

Разбираемся, почему выросли цены на узбекские автомобили, и как победить бесконечную коррупцию и взятки.

Реклама

За несколько дней до повышения цен на узбекские автомобили в паблике UzbekMDK появилась информация о росте цен на продукцию GM Uzbekistan на 10-15 процентов. Официальных комментариев тогда не последовало.

И вот, в понедельник, недавно назначенный председатель «Узавтопрома» объявил о повышении цен на автомобили на 14%. Объяснив это тем, что завод GM работает лишь вполовину своей проектной мощности.

Кроме того, продажи автомобилей GM Uzbekistan фактически заморожены из-за несостоявшегося повышения цен — с начала августа автосалоны не выдают договора на новые автомобили.

Экономист Юлий Юсупов на свой странице в Facebook так прокомментировал повышение цен:

Реклама

Из-за того, что у завода высокие продажные цены, наши автомобили за рубежом не берут. Поэтому мы не можем загрузить наши мощности. В результате наши издержки на единицу продукции, которые и так страшно высоки из-за неэффективного менеджмента, выросли еще больше.

Но, учитывая, что мы монополисты и вы, уважаемые покупатели, от нас все равно никуда не денетесь, мы решили, вместо того, чтобы снижать себестоимость и цену (а только так можно расширить продажи), переложить свои убытки на вас, уважаемые покупатели. И поднимаем цены.

Только поймите нас правильно, мы вас очень любим, но пока вы не устраните нашу монополию, отменив запретительные таможенные платежи на импортные автомобили, мы будем и дальше над вами издеваться. Сами виноваты, ведь прикрыть эту лавочку у вас кишка тонка!

Однако, правительство выкупает активы GM в Узбекистане. И на этом фоне особенно интересно выглядят обещания скидок на автомобили в следующем году.

А сейчас, видимо, всем нам, предлагается немного потерпеть.

Но терпеть уже невозможно

Повышение цен неизбежно снизит спрос, производство на заводе GM сократится еще больше. И цены через год снова вырастут. 

Этот гордиев узел можно разрубить открыв рынок, создав конкурентную среду в которой узбекский автопром будет привлекать покупателя, а не покупатель будет искать быстрые (и нелегальные) пути приобрести автомобиль.

Несмотря, а может и даже вопреки, изменениям в системе реализации автомобилей GM и отмене запрета на перепродажу новых автомобилей, купить автомобиль в автосалоне легко только на словах.

Система электронной очереди и электронных заявок не работает, в чем красноречиво признается официальный сайт Chevrolet.uz:

22 тысячи пользователей оформили почти 36 тысяч заявок, при этом реализовано 0 автомобилей. Напомним, портал продаж Chevrolet.uz работает с октября прошлого года.
22 тысячи пользователей оформили почти 36 тысяч заявок, при этом реализовано 0 автомобилей. Напомним, портал продаж Chevrolet.uz работает с октября прошлого года.

Снова переставляем кровати

Председатель «Узавтопрома» Шавкат Умурзаков мотивировал повышение цен на автомобили тем, что завод GM работает лишь вполовину проектной мощности, что увеличивает себестоимость.

При этом, уровень локализации самых массовых моделей Chevrolet давно превысил 50%. Казалось — бы вот он ответ: нужно наращивать производство и насыщать рынок. Что делает завод? Вместо того, чтобы производить и продавать народные автомобили, например, Chevrolet Matiz – его снимают с производства.

Вспоминается старый анекдот:

Офис. С утра офисные сотрудники в спешке передвигают мебель с места на место, выравнивают все по сантиметру, компасу и т. д.
Посредине всего этого хаотичного движения стоит старенькая уборщица в обнимку со шваброй, испуганно смотрит на все это действо. Бормочет про себя: «Только помыла, сейчас все опять затопчут, ироды и т. д.».
Стояла долго смотрела на все это, потом спрашивает:
— Милые, а что вы тут делаете? Переезжаете?
— Да нет, бабуля, мы сейчас мебель по фен-шую передвинем и у нас сразу продажи взлетят до небес.
— Сынки, я тут давно уже работаю, еще до революции полы в этом здании мыла. Так вот, до революции тут публичный дом был. Так там, когда выручка падала, кровати не двигали. Там сразу ***** (секс-работниц) меняли.

На внутреннем рынке снова создается искусственный дефицит автомобилей. Да, теперь договор можно получить без очереди, но ждать поставки автомобиля придется 3 месяца. Да еще и не всякий цвет получится выбрать.

Снова вернулись «шапки» — заплатив взятку за получение автомобиля Chevrolet Nexia 3 в 400 долларов США можно «вытащить авто»  в течение недели, а за 800 долларов забрать автомобиль в течение дня.

Если есть взятки-шапки и «помогайки», значит есть и запас автомобилей на складах дилеров, а система электронной очереди и учета не работает.

Значит, пора менять систему.

Монополия — это всегда вредно

В прошлом году вместе с либерализацией валютного курса, акциз на автомобили GM Uzbekistan был снижен с 27% до 5% от стоимости автомобиля. Представьте себе, раньше, мы треть стоимости автомобиля отдавали государству в виде налога. Мы подробно писали о том, почему автомобили Chevrolet должны подешеветь. Но этого не происходит.

Напротив, уже год как этого налога нет, а цены на автомобили GM в Узбекистане растут, а в России — снижаются.

То есть, у завода появилось дополнительно 22% свободной выручки, и все равно этих средств не хватает на «развитие» и на то, чтобы оставить цены на прежнем уровне.

Значит ли это, что реальная инфляция в Узбекистане за 2018 год превысит 22+14=36% — вполне может быть, особенно если отвлечься от елейной статистики и сходить на базар.

Рост цен говорит не столько о проблемах в отрасли, сколько о неэффективном, монопольном, плановом, а не рыночном управлении.

Шавкат Умурзаков
Шавкат Умурзаков / Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»

Все слова об осторожном открытии рынка, постепенном отходе от монополии – являются старыми оправданиями не имеющими ничего общего с реальностью.

GM Uzbekistan боится открыть рынок, боится конкуренции – именно из-за того, что монопольная система управления неэффективна и проиграет конкуренцию свободному рынку.

Конечно, куда легче используя искусственный дефицит обеспечить реализацию продуктов монополии, чем развивать бизнес в свободной, конкурентной среде.

Однако, это путь в никуда. И прошедшие 22 года дикого автомобильного рынка, когда подержанный автомобиль стоит на несколько тысяч долларов дороже (привет «шапки»), чем новый это доказали.

Вот так оправдывается неадекватная разница в ценах на авто в Узбекистане и в России.
Честный ответ — экспорт нам важнее, чем свои родные потребители:
«Цены разные потому что конъюнктура разная на рынках. Чтобы занять нишу цены назначаются исходя из ситуации на рынке», — сказал Шавкат Умурзаков

И тут же, руководство Узавтопрома признает недостатки системы, и обещает их исправить: «Раньше автомобили продавались на экспорт по цене ниже себестоимости. Было очковтирательство. План производства машин шел снизу, а затем „Узавтосаноат“ утверждал его. Такого больше не будет», — пообещал Шавкат Умурзаков.

Необходимо открыть рынок, обеспечить здоровую конкуренцию, а не гордиться производством моделей, которые уже 10 лет, как сняты с мировых конвейеров.

Коррупция не в автосалонах, а в головах

Что делает рядовой покупатель, решивший приобрести новый автомобиль отечественного производства? Правильно. Расспрашивает всех своих знакомых, может ли кто-то помочь «вытащить» машину из автосалона за пару дней?

Так и рождается коррупция и взяточничество. Вместо того чтобы просто пойти в автосалон и заключить договор с поставкой через пару месяцев покупатель предпочитает дать взятку, чтобы получить машину здесь и сейчас.

Странное желание, тем более что за сумму «шапки» можно разъезжать на такси несколько месяцев, а то и год.

Мы сами провоцируем коррупцию и поощряем «дикий» рынок, когда отказываемся использовать законные пути достижения своей цели. И все начинается с малого, 400 в автосалоне, 500 за устройство ребенка в детский сад, еще 2000 за устройство в хорошую школу, 5000 за поступление в университет. К чему приведет такая культура?

Уж лучше бы искореняли мракобесное взяточничество, чем прикрываясь «национальным менталитетом» запрещали показывать отличные фильмы по ТВ.

А может такая всепроникающая коррупция и есть новая национальная идея?

Прекратите врать

Жизненно важно показать открытость и человечность, прекратить врать потребителям и прикрываться общими фразами о постепенном отказе от монополии. Эти истории мы слышим уже несколько лет.

Цены на автомобили GM Uzbekistan подняты исходя из курса 9000 сумов за один доллар США, что составляет 14% от нынешнего курса и как раз перекрывает официальную инфляцию. Завод поднимает цены, чтобы не потерять доходы во время инфляции. Нужно это признать.

Одно странно, местные автомобили, на три четверти собираются из отечественных комплектующих, а цены растут так, как будто мы полностью импортируем авто.

При этом на внешних рынках продолжается парадоксальная ситуация – автомобили GM Uzbekistan стоят в России несколько тысяч долларов дешевле, чем в Узбекистане. Снова бремя неэффективной монополии ложится на узбекских потребителей, которые своим кошельком спонсируют экспортные амбиции правительства Узбекистана.

Может быть хватит гнаться за экспортными показателями и открыть рынок, начать производить современную продукцию, продавать автомобили собственным гражданам без очередей, унижения и коррупции?

Ничего страшного в конкуренции нет, конечно если мы думаем о простых людях, а не о сверхприбылях и коррупционных схемах реализации автомобилей.

Волевое решение может изменить ситуацию. В один день освободили экономику от черного рынка, может быть пора столь же кардинально реформировать дилерскую сеть и завод GM?

Обновление

Повышение цен было встречено с небывалым негативом в социальных сетях и СМИ, что подвигло Узавтопром отправить цены на анализ в Госкомконкуренции, отложить повышение и остановить продажи.

Продажи автомобилей были остановлены до 24 августа, когда Узавтопром объявил о сохранении цен на наиболее востребованные модели автомобилей. Три недели с начала августа автосалоны не выдавали договора на новые автомобили.

24 августа было объявлено, что розничные цены на наиболее доступные и популярные среди населения модели «Спарк», «Нексия» и «Кобальт» остаются без изменения. Все цены на автомобили GM Uzbekistan здесь.

По итогам проведенного анализа, принято тяжелое и непопулярное среди общественности решение о необходимости повышения розничных цен на отдельные модели производимых автомобилей в среднем на 7,7%, отмечается в сообщении компании.

9 Комментариев

  1. Я давно понял-ещё лет 10-15 назад, что от продаж, перепродаж, и ещё пере-пере продаж автомобилей в Узбекистане кормится процентов 10-20 процентов населения Республики (чиновники джи эм, так называемые официальные автодилеры, посредники на рынке автомобилей, частные лица, покупающие автомобили и тут же их продающие или отдающие в кредит и лизинг, банки, с которыми заключают кредитные договора, так называемые кураторы в правоохранительных органах, из правительства, являющиеся «крышей» чиновников). Представим, что в один прекрасный день внедрена справедивая система продаж (возможно, электронная, роботизированная), но жёстко контролируемая представителями , допустим, Снб. Или Ген Прокуратуры (уж и не знаю, кто может честно контролировать ее) . Фантастика, конечно, но вдруг! Представьте, сколько людей вынуждены будут перепрофилироваться на другой вид деятельности, не связанной с автомобилями! Станут либо приносить реальную пользу-создавать продукт, либо свои накопленные средства вложит в реальный бизнес. Разумеется, привычный способ заработка (в некоторых случаях-взяток) никто не хочет менять. Потому что другим делом заниматься или не умеют или не хотят. Правительству необходимо открыть форточку в нашу страну конкурентам джи эм, чтобы освежить затхлый автомобильный воздух. Либо хоть на время (год-два) снизить таможенные платежи на новые импортные автомобили, чтобы деятели уз джи эм научились находить способы удешевлять свою продукцию.(их очень много, пусть откроют учебники по управлению производством). Досадно, что уз джи эм, (ранее уздеу) вместо гордости за наш автором стал тяжкой обузой для граждан Республики, все жители соседних (иногда более бедных) государств даже представить себе не могут, как с нас выдаивает наш автопром дополнительные деньги за право покупать и ездить на продукции лишь одного автобренда шевролет из множества возможных.

  2. Вы говорите что, снова вернулись «шапки» — заплатив взятку за получение автомобиля Chevrolet Nexia 3 в 400 долларов США можно «вытащить авто» в течение недели, а за 800 долларов забрать автомобиль в течение дня.Без шапки никак нельзя забрать наши автомобили в любое время. Вы правильно сказали, коррупция не в автосалонах, а в головах. Так что, рыба гниёт с головы. И экономика у нас никогда не поднимется из-за таких чиновников.У меня нет слов….

    1. Шапки есть не потому что их кто-то вымогает, а потому что люди САМИ готовы платить взятки, чтобы не ждать неделю или месяц.
      За 22 года укоренился стереотип, что машину нужно ждать несколько месяцев и этим пользуются нечистые на руку дельцы.

      Чтобы бороться с коррупцией нужно начать с себя, с каждого из нас… Но это очень тяжело и больно, ведь каждый думает, что ничего такого нет, если я дам своему другу/знакомому «на лапу», за то получу товар или услугу без очереди.

      Такая коррупция пронизывает все общество, и зачастую, не осуждается его членами. 🙁

      1. Красиво поете ! СЛОВ нету ! с ваших слов значит покупатель виноват :)))) ну правда смешно . если продавцу дать 1000 он за час даст машину . Этот же продавец может дать без 1000 . это у них болезин уже . Знатете если выхотите убрать корупцию в каждый салон посадите по 5 СНБ человек у нас всеравно их валом . и все продажа пойдет и корупции не будет или я не прав 🙂

  3. Скорее всего банальное воровство, не иначе. Так же как в своё время машины воровали на Автовазе в России. И как покрывать это? Цены.

  4. Через 25 лет после войны японцы стали одними из лидерами в технологиях и производстве. При том что их не плохо ограничили в этом направлении. А какие проблемы у нас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button