В декабре прошлого года UzAuto Motors остановил продажи бюджетных автомобилей, что сократить очередь. Конечно, очередь сократися — примерно в мае-июне завод выдаст все автомобили, проданные в 2022 году. Но прекращение выдачи договоров на самые популярные модели привело к колоссальному отложенному спросу, ведь желающих купить новый автомобиль только прибавилось.
Значительное увеличение цен на машины привело к тому, что Lacetti, Cobalt и Damas стали использоваться как инструмент спекулятивных инвестицийВысокий спрос на автомобили и отсутствие возможности приобрести новую машину в автосалоне привели к тому, что вторичный рынок автомобилей стал переживать настоящий бум, с ценами на автомобили, зашкаливающими на 40% выше цены автосалона.
Cobalt стоит больше 15 тысяч долларов
За Cobalt Style 2023 года с литыми дисками и ABS просят $15 200. За аналогичный автомобиль без ABS стартовая цена на $500 долларов ниже — $14 700.
При этом до декабря 2022 года в салоне эти автомобили стоили 127 млн, или $11 600 долларов. К тому же, продавцы машин с по прошлогодним контрактам получили еще и возмещение НДС в размере 2,6% от стоимости автомобиля.
Lacetti стоит как Onix Premier
Маржа перепродажи Gentra составляет 33%Gentra Style с ABS, литыми дисками и люком обойдется уже в $18 100. В автосалоне этот автомобиль стоил 156 млн, или $14 300.
Столько же в автосалоне стоит Chevrolet Onix Premier 1.
Бум спекуляций на авторынке: наценка в 40% и автомобили как инструмент инвестиций
Сакральное отношение к автомобилю, как к мечте всей жизни привело к тому, что даже на диком спекулятивном рынке находятся покупатели, которые переплатить 4 тысячи долларов, чтобы получить автомобиль «здесь и сейчас».
С такой маржинальностью, не удивительно что плодится число перекупщиков, желающих получить доходность более 40% годовых в долларах.
Забавно, что такая высокая маржа на вторичном авторынке стала возможной из-за ограниченного предложения новых автомобилей на рынке Узбекистана. Автопроизводитель, являющийся монополистом на рынке, остановил продажи новых автомобилей, мотивируя это необходимостью сокращения очередей и улучшения обслуживания клиентов.
Однако, это решение вызвало эффект еще большего дефицита машин и спровоцировало спекулятивные инвестиции на вторичном рынке автомобилей.
Некоторые «инвесторы» приобретают автомобили, не только в автосалонах, но и на вторичном рынке с надеждой на их дальнейшее повышение стоимости и последующую продажу с прибылью. Такая ситуация вызывает вопросы о стабильности автомобильного рынка и реальной ценности автомобилей…
С другой стороны, цены на вторичном рынке держатся на таком запредельном уровне уже несколько месяцев, а значит покупатели готовы платить такую «шапку» за то, чтобы получить автомобиль без очереди.