Договоров в свободном доступе больше не будет. Вводится новая система продаж UzAuto Motors

Завод UzAuto Motors будет выделять ограниченное число договоров, на то количество автомобилей, которое завод может выпустить в соответствии с планом производства до конца календарного года, или иного отчетного периода.

В UzAuto Motors подтвердили внедрение новой системы продаж, согласно которой, договора будут выделяться так, чтобы не растягивать очереди на автомобили на целый год.

Теперь договора будут выдаваться согласно графику производства

Например, если объем производства Chevrolet Cobalt составляет 20 тысяч автомобилей до конца года, то для покупки автомобиля этой модели будет выделено 20 тысяч договоров. А когда их все разберут — выдача договоров будет остановлена, до тех пор, пока в систему не вернутся неоплаченные договора.

Новая система продаж автомобилей в UzAuto Motors, которая ограничивает выдачу договоров в соответствии с объемами производства, создает тепличные условия для взяток и коррупции.

Аналогичная система по выдаче контрактов согласно «фонду» существовала до 2017 года. Тогда тоже приходилось брать штурмом автосалон, или искать незаконные способы заключить договор за взятку, которую в народе прозвали «шапкой» или «кепкой».

Таким образом, лимитированная выдача договоров это часть новой системы планирования производства, когда завод выдает столько договоров, сколько готов закрыть за ближайшие несколько месяцев, а не 1,5 года.

Такая система позволит, при нормализации спроса, сократить сроки выдачи автомобилей и оптимизировать производственные процессы.

Главное — чтобы процесс контрактации оставался прозрачным, без возможности скрытно и тайно заключить договор «за шапку», как это было в «старом Узбекистане».

Однако ситуация с договорами 4-5 августа наглядно показала, что коррумпированные автосалоны и посредники такой системе только рады, ведь у них-то есть возможность заключить несколько сотен договоров, в то время как обычные покупатели этого сделать не могут — онлайн система не работает, а в давке у автосалона приходится стоять несколько часов чтобы получить договор.

Очевидно, что на фоне отсутствия прозрачной системы контрактации снова появляется коррупционный фактор — если толпа штурмует автосалон, то велик соблазн за скромное «спасибо» оформить договор «без очереди», ведь альтернативы у покупателя, в виде электронной торговой площадки — нет.

В «старом Узбекистане», каждый год в марте и в августе «выбрасывались» договора на автомобили, с поставкой в ближайшие несколько месяцев году. А затем контрактация снова прекращалась не неопределенный срок.

Для того чтобы приобрести машину, покупатель должен был оказаться в правильном месте и в правильное время, ведь договора кончались очень быстро.

И в это время все отечественные автосалоны превращались в осажденные крепости. Покупатели ломали железные решетки, окна и двери, дрались друг с другом, происходила давка — и все это, чтобы получить контракт.

Покупатели, которые не смогли получить договор, были вынуждены искать ловкого сотрудника автосалона, который за «шапку» в 400-2000 долларов с радостью выписывал контракт, да еще и сокращал срок ожидания с 1 года, до 2-3 месяцев. Конечно, особенно выбора в плане цвета, или комплектации у покупателя не было.

Но в 2017 году система поменялась, и в 2018 стала полностью интерактивной, и купить автомобиль можно было не выходя из дома. Автосалоны начали вести электронный учет наличия автомобилей, и в 2019 году купить автомобиль можно было без очереди, просто придя в автосалон и выбрав понравившуюся комплектацию в наличии на складе.

Теперь же есть риск возвращения старой, шапочной системы, и ручного регулирования спроса на автомобили.

Как не допустить продажу договоров за шапку

Получается, что на фоне отсутствия прозрачной системы контрактации снова появляется коррупционный фактор — если толпа штурмует автосалон, то велик соблазн за скромное «спасибо» оформить договор «без очереди», ведь альтернативы у покупателя, в виде электронной торговой площадки — нет.

В силу того, что уже сформировался не рыночный, а спекулятивный спрос на автомобили, то необходимо принять серьезные меры, чтобы сдуть этот пузырь. Да, эти меры не будут популярными, но без них ситуация окажется просто катастрофической — вся отрасль погрязнет в коррупции, как это было 15 лет назад.

  1. Повысить цены до рыночных и перестать продавать автомобили в убыток;
  2. Необходимо ограничить бесконтрольную выдачу договоров, запретить сотрудникам автосалона, или сам перекупщикам оформлять сотни контрактов имея лишь ПИНФЛ покупателя. Договора следует выдавать после верификации покупателя, ограничив число договоров, которые можно заключить с одного и того же устройства/телефонного номера и т.п;
  3. Внедрить контроль над перепродажей автомобиля. Используя технологии big-data и машинного обучения выявлять и пресекать спекулятивные продажи автомобилей. Спекулятивную продажу автомобиля можно вычислить со скоринговой системе, и если сделка подходит под критерии подозрительной, взимать повышенную пошлину за оформление договора купли-продажи или доверенности на автомобиль.
  4. В режиме онлайн публиковать число договоров, заключенных тем или иным автосалоном;
  5. Перестать скрывать реальное положение дел в отрасли, и публиковать статистику по всем комплектациям и очередям, чтобы покупатели могли планировать свои покупки;
  6. Внедрить систему мониторинга и контроля, чтобы предотвратить попытки незаконной контрактации и коррупции. Это может включать в себя аудиты, отчетность и другие меры контроля.
Exit mobile version