В феврале 2022 года президент поручил устранить очереди на автомобили к 1 мая 2022. Несмотря на суть и смысл поручения, оказалось, что UzAuto Motors воспринял это как задачу выдать автомобили по контрактам 2021 года к 1 мая 2022…
И вот, спустя год история с остановкой продаж печально повторяется.
Вместо того, чтобы объявить о традиционном ежегодном повышении цен в марте, в правительстве и UzAuto Motors отложили возобновление контрактации.
По всей видимости, это связано с перестановками в руководстве Узавтопрома — бывший председатель правления Узавтосаноат стал хокимом Ташкента, а на его место вернулся Улугбек Розукулов, занимавший эту должность в период расцвета «шапок», убыточного экспорта и дефицита договоров — с 2007 до 2015 года.
Остановка продаж бюджетных моделей почти на полгода привела к колоссальному дефициту и взрывному росту цен на вторичном рынке: «свежие» Кобальты и Джентры продаются на 30% дороже прошлогодней цены в автосалонах.
UzAuto Motors готовит повышение
Очевидно, что UzAuto Motors повысит цены, но не понятно, зачем откладывать неизбежное повышение и тем самым усиливать потенциальный спрос и недовольство населения.
В прошлом году остановка продаж на 3,5 месяца привела к резкой реализации отложенного спроса на автомобили — за пару недель продаж очереди растянулись на год.
Страшно представить, какой ажиотаж возникнет в автосалонах после объявления о повышении цен и возобновлении продаж народных автомобилей в 2023 году.
Когда откроются договора?
Методами статистического анализа энтузиастам-автолюбителям удалось вычислить приблизительные сроки окончания очереди. Так, исходя из средней скорости выдачи автомобилей, UzAuto Motors закроет прошлогодние контракты на Cobalt к началу июня.
Весьма вероятно, что в течение нескольких дней будут объявлены цены на Tracker и Onix в новых комплектациях, а в начале июня будут открыты договора на Damas, Labo, Cobalt и Lacetti.
Вероятно, в UzAuto Motors увеличит разницу в цене между Кобальтом и Джентрой, чтобы стимулировать спрос на Cobalt: в этом году ожидается рост производства Кобальтов, а вот Lacetti скоро снимут с конвейера.
А после рестайлинга Cobalt и запуска Cobalt 2 в 2024 году цена на самый дешевый автомобиль вырастет еще больше… И все это на фоне наращивания экспорта и строительства новых заводов Chevrolet в Казахстане, Киригизии и Азербайджане.