Зимние холода привели к энергетическому кризису в Узбекистане. Из-за недостатка газа падает выработка тепловой энергии, происходят отключения электричества и отопления.
В Минэнерго заявляют о том, что сократили экспорт газа в 10 раз, однако эти меры не помогли стабилизировать ситуацию, и газовые заправки по всей республике сначала пришлось ограничить по времени работы, а затем — часть и вовсе закрыть.
Администрация Ташкента сообщила, что в ряде районов города из-за похолодания наблюдаются перебои в подаче газа. «Ресурсы на исходе», — заявили в хокимияте. Газовые заправки были временно закрыты для всех транспортных средств, кроме общественного транспорта.
Это привело к коллапсу городской мобильности: маршрутки и частный извоз на такси обеспечивал огромную долю в пассажирских перевозках. Автобусы и метро оказались перегружены.
Повышение спроса на бензин привело к росту цен на частных АЗС — АИ-80 подорожал на 200-300 сумов.
При этом государственные АЗС UNG Petro, принадлежащие Узбекнефтегазу, пока держат цену — 6800 сумов за литр.
На АЗС где продается дешевый АИ-80 образовались очереди, т.к. водители не имеют возможности заправиться газом из-за закрытых АГНКС.
Отметим, что в последнее время каждую зиму в Узбекистане наблюдаются проблемы с газом.
Государство снижает экспорт метана, но топливный кризис повторяется с завидным постоянством. При этом, статистика Узбекистана расходится с данными других государств, куда мы продаем газ.
Согласно официальной статистике Кыргызстана, Узбекистан в январе-сентябре поставил 25,3 млн кубометров газа на 3,8 млн долларов или по 150 долларов за тысячу кубометров газа, пишет Газета.уз.
Для правительства Киргизии один кубометр газа обходится в 15 центов, или 1680 сумов. Но на внутреннем рынке Узбекистана газ стоит дороже: минимальная цена на газовых заправках — 2800 сумов за кубометр метана.
Понятно, что в цену газа на заправках заложены налоги и акцизы, но и экспорт газа облагается налогами.