Шавкат Мирзиёев определил вступление Узбекистана в ВТО в качестве приоритета для удвоения экспорта.
Однако при вступлении в ВТО Узбекистан обязан обеспечить равные условия по доступу на рынок товаров из других стран, а значит таможенные должны быть снижены, в том числе и на импорт автомобилей.
Средняя таможенная пошлина при импорте автомобилей в странах ВТО составляет 15%Чтобы вступить в организацию и получить доступ к мировым рынкам Узбекистан должен сократить таможенные пошлины и льготы для государственных предприятий. Соответствующий указ подписал Шавкат Мирзиеев, пишет Саида Мирзиёева:
По данным канала «Эффект Макаренко», таможенные пошлины до 1 августа 2024 года будут пересмотрены в соответствии с нормами ВТО.
Однако снижение таможенных пошлин вовсе не обязательно ведет к удешевлению растаможки — в Узбекистане, как и в России и Казахстане взимается утилизационный сбор, который может вырасти пропорционально снижению таможенных платежей.
Но ни в России, ни в Казахстане наплыва иномарок не произошло из-за господдержки отрасли. Вообще-то правилами ВТО она запрещена.
Но к вступлению в ВТО чиновники и предприятия автопрома России придумали ноу-хау – утилизационный сбор на автомобили. По сути, он сохранил тарифную поддержку на прежнем уровне. Сначала утилизационный сбор платили только импортеры. После вмешательства ВТО местные производители тоже начали платить. Но одновременно с этим государство предоставило им так называемые промышленные субсидии, размер которых сопоставим с расходами на выплату утилизационного сбора.
Похожая схема уже реализуется в Узбекистане: импортеры платят утилизационный сбор, а вот местные производители имеют льготы по импорту машинокомплектов и запчастей.
Это наглядно видно по рынку электромобилей: пока в Узбекистане не запрещен ввоз автомобилей BYD в частном порядке — цены на электрички падают, а вот на гибриды — нет. И причиной тому огромная растаможка на автомобили с ДВС.