В 2023 году Узбекистан демонстрирует значительный рост импорта автомобилей, превысив предыдущие показатели более чем в два раза.
Страна импортировала свыше 73 тысяч автомобилей, что в 2,4 раза больше по сравнению с 2022 годом, когда было импортировано около 30 тысяч автомобилей. Впечатляющий рост наблюдается в поставках автомобилей из Китая: почти 80% автомобилей было ввезено из Поднебесной.
58 076 автомобилей было ввезено из КитаяПомимо Китая, Узбекистан активно импортирует автомобили из других стран, включая Южную Корею (11 481 автомобиль), США (2 210 автомобилей), Гонконг (454 автомобиля) и Японию (419 автомобилей). Стоимость поставок за год достигла почти 1,8 миллиарда долларов, что в 2,9 раза больше, чем в 2021 году.
В 2023 году в список крупных поставщиков впервые вошла Индия, в то время как Россия и Казахстан, ранее занимавшие топовые позиции, перестали быть одними из главных экспортеров автомобилей в Узбекистан.
Рост импорта автомобилей в Узбекистан обусловлен либерализацией рынка: с 1 января 2023 года разрешен параллельный импорт иномарок — ввозить автомобили могут не только официальные дилеры, но и частные автосалоны и физические лица. Такое послабление привело к формированию целой отрасли по доставке автомобилей на заказ, в первую очередь — электромобилей из Китая.
Газета.уз приводит статистические данные по импорту автомобилей:
Импорт автомобилей в 2021—2023 годах
№ | Страна / год | 2021 | 2022 | 2023 |
1 | Китай | 8880 | 11159 | 58076 |
2 | Корея | 6472 | 9414 | 11481 |
3 | Россия | 4539 | 1499 | |
4 | Казахстан | 4470 | 7208 | |
5 | Польша | 1204 | ||
6 | США | 490 | 555 | 2210 |
7 | Литва | 428 | ||
8 | Таиланд | 250 | ||
9 | Германия | 115 | 125 | 228 |
10 | Япония | 97 | 157 | 419 |
11 | ОАЭ | 128 | 64 | |
12 | Гонконг | 454 | ||
13 | Индия | 65 | ||
14 | Великобритания | 49 | ||
15 | Другие страны | 122 | 143 | 158 |
Всего | 27067 | 30388 | 73204 | |
Сумма | $588,2 млн | $1,7 млрд |
Однако, на фоне роста импорта правительство Узбекистана начало обсуждение ужесточения правил ввоза автомобилей и электромобилей, предложив с 2024 года запретить физическим лицам завозить машины в коммерческих целях и вернуть порядок продажи новых иномарок только через официальных дилеров.
Хорошая новость — пока что ужесточение правил по импорту иномарок остается на стадии обсуждения, и ограничения не приняты.