Согласно статистике, более 70% автомобилей, продающихся сегодня на мировом вторичном рынке, хотя бы раз побывали в ДТП. Однако авария аварии — рознь.
Повреждения в результате аварии условно делятся на несколько групп: повреждение наружных элементов, деформация силовых элементов («кости», лонжероны и т.п.) и конструктивная гибель кузова.
Оценивать ущерб в каждом случае следует персонально, так как иногда достаточно одного удара, чтобы машина не подлежала восстановлению.
Вместе с тем, в машине есть места, которые легко можно восстановить без ущерба безопасности, жесткости кузова и управляемости.
Относительно безопасно можно покупать битую машину, если не пострадали силовые элементы кузова — целы все лонжероны, зоны деформации и другие основные элементы кузова.Также, не стоит списывать со счетов суеверия — именно поэтому, машина пусть и с косметическими повреждениями стоит в Узбекистана существенно (до $500 за деталь), дешевле своих небитых/некрашеных собратьев.
Но если суеверия вас не беспокоят, а машину вы перепродавать не собираетесь, то есть лишь несколько причин, почему стоит отказать от покупки битой или крашеной машины. Но, мятые или поцарапанные элементы кузова не должны останавливать вас от покупки автомобиля, особенно если эти косметические дефекты качественно исправлены.
Как определить, что машина битая/крашеная?
Конечно, верить продавцу на слово не следует. Вся история машины должна иметь подтверждение, и если, например, вам говорят, что было поцарапано крыло, то продавец должен, как минимум, показать фотографии автомобиля до ремонта.
А лучше проверить слой краски и шпатлевки специальным прибором — толщиномером, или пригласить знакомого «костоправа», который сможет оценить качество ремонта и расскажет, какие еще детали автомобиля подвергались ремонту.
На заводе автомобиль окрашивают в один тонкий слой, в среднем до 200 мкм. До 500 мкм — это толщина косметической покраски (закрашивали мелкие царапины).
От 500 мкм и выше — толщина кузовного ремонта, под краской лежит шпаклевка. За отсутствием толщиномера в помощь вам — слабенький магнит.
В местах обильной шпаклевки он будет прилипать к поверхности слабее.
Битый автомобиль выдаст себя также разными оттенками кузовных элементов, неодинаковыми зазорами между деталями, неаккуратно выполненными сварными швами и царапинами в районе болтов и гаек.
Если на болтах крепления кузовных деталей вы найдете царапины или следы откручивания, то уточните у продавца, зачем снималась деталь. Конечно, перекупщики на базарах могут искусно маскировать эти элементы, но тогда вам поможет способ описанный выше.
Какие битые машины категорически нельзя покупать
При повреждении силовых элементов кузова, сработавших подушках безопасности, а тем более, при нарушении его геометрии покупать автомобиль не рекомендуется, и вот почему.
Повреждение силовых элементов (стойки, лонжероны, крыша, пороги) устраняют путем вытягивания на стапеле. После этого очень часто приходится наваривать дополнительные пластины для усиления общей конструкции. Естественно, что такой кустарный способ усиления вышеперечисленных элементов хорош лишь при условии использования транспортного средства в условиях хороших дорог и при средних скоростных диапазонах. Как поведет себя автомобиль на неровной трассе на повышенных скоростях, не знает никто.
При сильном лобовом ударе у многих моделей происходит нарушение геометрии кузова. Другими словами, он становится «ромбом». Даже самый опытный сотрудник СТО не сможет полностью удалить этот дефект, вернув кузову первозданные формы. В итоге автомобиль после капиталки все равно будет перемещаться не совсем по прямой траектории. Что касается прочности соединений, то здесь тоже нет шансов вернуть первозданную прочность, даже используя новейшее сварочное оборудование. Ведь никто не сможет идеально повторить конвейерную точечную сварку.
Наконец, восстановленный на стапеле кузов в случае следующего серьезного ДТП может попросту сложиться гармошкой из-за устранения зон запрограммированной деформации
Косвенным признаком таких повреждений может служить сработавшая подушка безопасности.
И даже если после восстановления внешне машина будет выглядеть вполне прилично, проблем с ней возникнет предостаточно. Нарушение геометрии кузова может вызвать:
- повышенный или неравномерный износ резины на колесах;
- появление трещин на стеклах из-за искривления проемов, в которые они крепятся;
- возникновение протечек в салоне и другие непредвиденные ситуации.
Почему не стоит покупать битую машину?
Учитывая современные тенденции на экологичность и технологичность, современные машины становятся все легче, — в конструкции используется больше композитных материалов и меньше стали, а кузовные детали становятся все тоньше.
Из-за этого появляется несколько дополнительных рисков, которые нужно учесть при покупке битой машины.
Кузовные элементы (капот, двери, крышка, крылья, бампер) после аварии подвергаются разной по интенсивности деформации. Даже после проведения качественной рихтовки и покраски, данный элемент кузова уже не имеет первоначальной прочности и жесткости. В итоге уже при незначительном механическом воздействии может произойти повторная деформация, что может вызвать развитие коррозионных процессов.
Как перекупщики обманывают покупателей?
Покупка битых машин – это серьезный и весьма прибыльный бизнес. Большая часть авто после ДТП попадает в руки перекупщиков, которые имеют в своем распоряжении огромный арсенал технических средств для реставрации пострадавшей машины.
Большинство битых авто, которые можно подремонтировать с минимальными затратами денег и времени, оказывается у них.
Как правило перекупщики в Узбекистане стараются навести внешний лоск на автомобиль, меняют полики, устанавливают декоративные накладки на педали и обшивают руль и рычаг КПП чехлами, чтобы по ним нельзя было определить реальный пробег автомобиля. Конечно же, пробег скручивается, особенно у автомобилей Chevrolet, на которых скрученный пробег напрямую определить невозможно.
Кузов полируется и все кузовные зазоры регулируются. Болты и элементы крепления прокрашиваются.
За косметическими переделками, может стоять сильный удар, так, после ДТП владелец может переделать Captiva 3 в Captiva 4 с заменой бампера, и продать автомобиль, с состоянием «kraskasi toza, prabek halol»!А основной упор делается на внешний лоск автомобиля, — зачастую автомобиль оклеивается транспортировочной защитной бумагой, под которой могут скрываться различные дефекты и крашеные детали.
Покупая автомобиль с рук напрямую у ее владельца, также можно столкнуться с обманом. Конечно, далеко не все продавцы скрывают правду о реальном состоянии выставленного на продажу транспортного средства. Некоторые предпочитают сразу сообщить о том, что машина побывала в аварии и во избежание дальнейших претензий подробно рассказать обо всех проблемных местах.
Как правильно выбирать б/у автомобиль?
Покупая машину, внимательно осмотрите его. Битый автомобиль выдаст себя:
- разными оттенками цвета отдельных элементов кузова;
- неодинаковыми зазорами между деталями;
- присутствием стекол и фар разных годов выпуска (заводские детали всегда имеют один и тот же год производства);
- неаккуратно выполненными сварными швами;
- неправильным развалом-схождением колес (причиной превышения допустимого отклонения от нормы может быть нарушение геометрии кузова, что свидетельствует о серьезном ДТП, в котором побывала машина). От покупки такого битого авто лучше отказаться.
Эксперты советуют проводить осмотр машины в дневное время и при хорошем освещении. Так больше шансов увидеть какие-либо внешние недочеты.
При покупке автомобиля у перекупщиков, обязательно проводите осмотр вместе с мастером, или отгоните автомобиль на сервис, которому доверяете.
Снимите все косметические наклейки, и не обольщайтесь внешним лоском автомобиля, как правило, чем ярче автомобиль блестит, тем более страшные тайны продавец может пытаться скрыть.