ООО «Avtotest Report» считает приемлемой цену в 2 МРЗП (299 550 сум) за повышение квалификации водителей юридических лиц. Компания обещает создать 1000 рабочих мест и инвестировать 25 млрд сумов в развитие центров сертификации.
Однако, не стоит забывать что ООО «Avtotest Report» это коммерческая структура, и все инвестиции и вложения в конечном счете должны окупиться. За счет нас с вами, владельцев и сотрудников малых фирм и предприятий, ведь расходы на повышение квалификации будут нести не только коммерческие перевозчики пассажиров, но и любые юридические лица, в распоряжении которых имеются транспортные средства. Пусть кажется небольшой, но дело здесь не только в цене, сколько в закрытом, келейном принятии решений в «Год диалога с народом и интересов человека».
Причем, чтобы оправдать эти инвестиции нужно повысить квалификацию ~83 тысяч водителей. Из-за того, что нет в открытом доступе статистики по количеству водителей, мы можем только предполагать, много это или мало. По данным портала «Открытых данных» в Узбекистане выдано 7712 лицензий на осуществление автотранспортной деятельности. Это только перевозчики, у каждого из которых может быть внушительный парк автомобилей и штат водителей. А сколько больших и малых частных фирм, государственных организаций имеют в своем распоряжении автомобили?
Предположим, что в собственности юридических лиц находится 300 тысяч автомобилей. Цифра прямо скажем — эмпирическая — 10% от предполагаемого общего числа автомобилей в Узбекистане. 300 тысяч водителей — тоже, эмпирическая цифра. Чтобы обеспечить всех водителей сертификатами до 1 июля 2018 года, Avtotest Report должен выдавать по 1600 сертификатов в ДЕНЬ, без учета выходных и праздничных дней.
Скажете расчеты «пальцем в небо»? Но именно так все и происходит, когда решения принимаются без публикации достаточной статистической базы, а организация бенефициар-решения не приводит каких либо расчетов и ТЭО данного проекта.
По сведениям Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, в 2016 году по вине водителей транспортных средств, занимающейся перевозкой пассажиров и грузов произошло 972 ДТП. В результате них пострадало более 1500 человек и 357 человек погибло
Если в качестве обоснования внедрения системы сертификации приводится статистика по ДТП с участием водителей транспортных средств, занимающихся коммерческой перевозкой пассажиров (между прочим, лицензируемый вид деятельности) , то почему же под «удар» попали вообще все водители автомобилей, находящихся в собственности юридических лиц? Не работает система повышения квалификации у коммерческих пассажиро- и грузоперевозчиков, так почему не заняться реформированием отрасли управления дорожным движением?
В Avtotest Report заявляют о том, что обсуждаемая система сертификации не сделает компанию монополистом на рынке. Позвольте не согласиться. Исключительным правом на проведение курсов по повышению квалификации наделены лишь организации, участие Avtotest Report в уставном капитале которых составляет более 51%. Что это, как не монополия и недобросовестная конкуренция?
Повышение квалификации и культуры вождения очень важная задача, но решать ее нужно в комплексе, с публичным обсуждением и обоснованием принятых решений. Обучение на курсах повышения квалификации не дает гарантии повышения этой самой квалификации, тем более, если студент посещает эти курсы «для галочки».
Водители — за повышение квалификации, но против волюнтаристских решений, затрагивающих десятую (а может и большую) часть всех водителей на дорогах.