Несмотря на относительно слабые продажи Xray в России, АвтоВАЗ продолжает развивать это семейство. В июне 2019 началось производство новой версии Lada XRay Cross CVT.
Одним из шагов в развитии модели стало внедрение в Xray Cross бесступенчатой трансмиссии (CVT) или, по-народному, «вариатора» японской фирмы Jatco. Ожидается, что такая же АКПП появится на Lada Vesta.
Как известно, бесступенчатая трансмиссия Jatco JF015E устанавливается на другие модели альянса Renault-Nissan-Mitsubishi: Renault Logan Stepway City, Sandero Stepway City, Arkana, Kaptur и Nissan Qashqai. Отличительная особенность агрегата — в конструкции коробки, помимо клиноременной передачи, работает редуктор с шестернями и гидротрансформатор.
Получилась «смесь» «механики» и «автомата». По сравнению с классическими АКП, CVT обеспечивает более плавный и динамичный разгон (без рывков и провалов), значительно экономичнее и тише.
Вариаторы устанавливается в тандеме с двигателем Renault H4M (он же Nissan HR16) объемом 1,6 л, который полагался XRAY с самого начала производства (с механической коробкой передач), но в 2016 году был снят с производства.
В новой спецификации мощность мотора увеличена со 110 до 113 л.с., а крутящий момент — со 150 до 152 Нм при той же скорости вращения коленвала. Также важно, что установка вариатора не повлияла на дорожный просвет: те же 215 мм, что и у хэтчбека XRAY Cross с «механикой».
Поскольку с этим силовым агрегатом XRAY Cross стал всего на 13 кг тяжелее, подвеску менять не стали. Она в точности такая же, как у машины с механикой: те же амортизаторы и пружины, а также идентичный подрамник и рычаги. Разве что приводы колёс другие — с промежуточной опорой у правого для устранения силового подруливания.
Система выпуска для кроссовера с вариатором была улучшена ради снижения шумов и вибраций. А к уже имевшейся шумоизоляции кузова добавили пару специальных мягких щитков под порогами, чтобы меньше слышались летящие из под колёс камни. По ощущениям на просёлочных дорогах с ними в салоне стало потише.
Фото Lada XRay Cross CVT / AT
Цена Lada XRay Cross CVT / AT Narxi
Lada XRay Cross | Цена (сум) |
---|---|
1.6 л 16-кл. (106 л.с.), 5МТ / Comfort | 182 900 000 |
1.8 л 16-кл. (122 л.с.), 5МТ / Luxe | 206 900 000 |
1.6 л 16-кл. (113 л.с.), AT / Luxe + Автоматическая трансмиссия — вариатор Jatco Более мощный японский двигатель 1,6 л., 113 л.с. Обновленная Мультимедийная система с навигацией (7'' цветной дисплей с TouchScreen, FM/AM с функцией RDS, USB, AUX, Bluetooth, Hands free), 6 динамиков • Камера заднего вида • Датчики дождя и света • Климат-контроль • Круиз-контроль и ограничитель скорости • 17'' легкосплавные диски Proton • Панель приборов. Цвет (по выбору) оранжевый/черный • Обивка сидений комбинированная ткань/экокожа. Цвет (по выбору) оранжевый/серый | 225 900 000 |
1.6 л 16-кл. (113 л.с.), AT / Comfort - с вариаторной АКПП | 193 900 000 |
Технические характеристики Lada XRay Cross с вариатором
Кузов | ||
---|---|---|
Тип | Хэтчбек | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском | |
Расположение двигателя | Спереди, поперечно | |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | |
Мощность, л.с. при об/мин | 113/5500 | |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 152/4000 | |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | |
Коробка передач | CVT (вариатор) | |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Дисковые | |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя | Полузависимая, пружинная | |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4171х1810х1645 | |
Колесная база, мм | 2592 | |
Клиренс, мм | 215 | |
Снаряженная масса, кг | 1300 | |
Объем топливного бака, л | 50 | |
Объем багажника, л | 361–1514 | |
Шины | 215/50 R17 | |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 162 | |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,3 | |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 7,1 | |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д., Euro-5 |
- Рабочий объём — 1,6 литра, количество клапанов — 16,
- Мощность — 114 л.с. / 5500 об.мин.,
- Максимальный крутящий момент — 152 Нм при 4000 об.мин.
- Время разгона Lada Xray Cross с вариатором от 0 до 100 км/ч — 12,3 сек;
- Максимальная скорость — 162 км/ч.
Версия Иксрей Кросс с вариатором медленнее автомобиля на «механике» почти на 1,5 секунды — по паспорту лишь через 12,3 секунды стрелка спидометра переваливает через отметку 100 км/ч.
После 100 км/ч разгон становится совсем вялым, что еще больше усугубляется при загрузке, а «максималка» составляет всего 162 км/ч.
Средний заявленный расход топлива составляет 7,1 л на 100 км. Но даже в режиме «газ в пол» XRay Cross с вариатором укладывается в 10 с небольшим литров — показатель, недостижимый в таких режимах для версии с 1,8-литровым мотором..
Преимущества мотора Renault H4Mk следующие: жесткость конструкции, тихая работа, малый вес, экономичность и низкий расход топлива, а также оптимальная мощность и достаточный крутящий момент.
Двигатель H4Mk имеет алюминиевый блок цилиндров; цельнолитые чугунные гильзы блока цилиндров; литой алюминиевый масляный картер; стальной коленчатый вал; цепной привод механизма газораспределения; механизм регулировки фаз. Привод клапанов осуществляется механическими толкателями.
Надежность АКПП (вариатора) и недостатки Lada XRay Cross CVT / AT
Практика использования вариатора Jatco на ряде автомобилей альянса Renault-Nissan показала, что с долговечностью далеко не все в порядке. В среднем вариатор JF015E редко работает больше 100 000 км, а в некоторых случаях неприятности могут начаться при «детском» пробеге в 20 000–35 000 км.
Почему вариатор выходит из строя
Двигатель HR16DE (H4M) — классический агрегат японской школы: алюминиевые блок цилиндров и головка, цепь в приводе ГРМ, фазорегулятор на впуске, электронный многоточечный впрыск, по две форсунки на цилиндр. Производство блока цилиндров, головки блока и коленвалов локализовано на АвтоВАЗе. Коробка передач — гибрид клиноременного вариатора и 2-ступенчатого гидромеханического «автомата», в котором помимо клиноременной передачи есть и гидротрансформатор, и 2-ступенчатый планетарный редуктор. Благодаря наличию «второй передачи» (для движения на скоростях выше 100 км/ч) минимизирован опасный режим, когда ремень находится у края конусов.
Довольно быстро изнашиваются элементы, соединяющие «половинки» шкива. Часто страдают составляющие планетарной передачи, что практически не встречается на других вариаторах. На части автомобилей с этим вариатором не устанавливают охладитель рабочей жидкости. А ее перегрев может усугубить ситуацию.
Ремонт этого вариатора сложен — за работу редко берутся даже независимые СТО. Зачастую единственный выход из положения, если гарантия на автомобиль уже закончилась, — купить новый вариатор.
Но при должном техническом обслуживании и спокойной манере езды, исключающей возможный перегрев охлаждающей жидкости, этот агрегат послужит вам как минимум в период гарантийного срока. А вот «джиповать» на Ладе XRAY Cross с «новым» вариатором не советую — себе дороже. Особенно если выбираете машину всерьез и надолго.
Новая мультимедиа система
Одновременно с вариатором XRAY Cross приобрел еще одну обновку. У топ-версии Luxe Prestige, которая продается в Узбекистане, появилась более современная медиасистема — впервые с функциями Apple CarPlay и Android Auto.
Новое головное устройство имеет экран с более высоким разрешением и возможностью реакции сразу на несколько прикосновений (multitouch), а также более эффективный микрофон обратной связи.
Теперь можно загружать карты Google и просматривать не только СМСки, но и сообщения в мессенджерах.
Комфорт вождения Lada XRay Cross с автоматом
Стал ли такой XRay Cross более комфортным? Связку бесступенчатой трансмиссии и «нового» мотора калибровали долго. За время испытаний тестовые прототипы пробежали более 160 000 км каждый. Удалось ли найти оптимальные настройки?
Конечно, вариатор полностью и в любых режимах исключает заметные рывки, которыми грешит «робот», что само по себе огромный плюс. Но и здесь есть небольшие проблемки. Так, например, этот Jatco очень неохотно имитирует «ступенчатость» (хотя в ручном режиме предусмотрено шесть псевдопередач), то есть на классический «автомат» он не похож совсем. Но больше всего раздражает задержка при старте с места: нажимаешь на газ, XRAY «спит» полсекунды, а потом срывается вперед. Не очень-то комфортная для города настройка.
Подметили мы и еще один «косячок»: гидротрансформатор блокируется уже на скоростях 10–15 км/ч, и зачастую, особенно в пробках, это сопровождается едва заметным толчком. Некритично, конечно, но ложка дегтя присутствует.
То, что вариатор неидеален, замечаешь при езде по трассе. Если утопить педаль газа, он первым делом возьмет небольшую паузу, а уже потом ответит.
Что с динамикой? Сравнение с Иксреем Кросс с 1,8-литровым двигателем мощностью 122 л. с. и механической коробкой передач машина с CVT и 113-сильным мотором, конечно, проигрывает. Но разница в разгоне до 100 км/ч незначительна. Новая версия Лады XRAY Cross разменивает первую сотню примерно за 14 секунд — медленнее, чем Иксрей с механикой, всего на секунду. Зато по уровню комфорта автомобиль с CVT далеко впереди. Да и так ли важен для повседневных перемещений максимально быстрый разгон до 100 км/ч? Гораздо интереснее эластичность. А с этим у новой версии Иксрея все в порядке. При ускорении с 60 до 100 км/ч машина не уступает версии с механикой. При этом управление тягой удобное.
Кстати говоря, в ходе теста вскрылась одна интересная особенность. На машине с механикой при скорости 100 км/ч из-за рева двигателя других шумов просто не слышно. Сидя в новой версии, двигатель которой на сотне выдает всего 1500–2000 оборотов, понимаешь, что у Иксрея есть и аэродинамические шумы. К примеру, в районе зеркал отчетливо слышны завывания ветра.
Lada XRay Cross на бездорожье?
XRay с вариатором проигрывает версии с механикой вне асфальта. И дело тут не в клиренсе — он как раз остался достаточно большим. Ощущается отсутствие шайбы управления системы Lada Ride Select, которая определяла режим работы силового агрегата и вспомогательных электронных систем. Конечно, электроника не заменяла полный привод, но преимущество в определенных ситуациях она давала, меняя задемпфированность педали акселератора и допустимую степень пробуксовки ведущих колес. На Иксрее с вариатором всего этого нет.
Электроника бережет вариатор и не позволяет буксовать столько, сколько хочется — даже при отключенной антипробуксовочной системе.
Надо понимать, что Lada XRAY Cross — это переднеприводный хэтчбек с большим дорожным просветом. Автомобиль вполне способен преодолеть сугроб, небольшую песчаную ловушку и грунтовку, где важна хорошая геометрическая проходимость, — но не более того.
Поэтому, намереваясь проехать на Ладе Иксрей Кросс по раскисшему грунту, по осенней или весенней распутице, сначала хорошо подумайте. И отправляйтесь в объезд.
Автосалоны Lada в Узбекистане
Уточнить цены и акции можно у официального дилера Lada в Узбекистане — lada.uz.