Салон автомобиля нагревается не только из-за видимого солнечного света. Главным источником тепла является невидимое тепловое излучение — инфракрасный свет и ультрафиолетовые лучи.
Защитить салон автомобиля от перегрева можно не только обычной тонировкой, но и прозрачными атермальными пленками и шторками. Подробнее читайте в правилах тонировки в Узбекистане.
И если шторки однозначно вне закона, т.к. подпадают под 74 пункт Общего технического регламента, в котором запрещена установка покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, то солнцезащитные атермальные пленки не запрещены.
Впрочем, отметим, что в последний год ГАИ негласно закрывают глаза за на автомобили со шторками на задних боковых стеклах, хотя за это предусмотрен штраф в 25 БРВ — 7,5 млн. сумовМожно ли клеить атермальную солнцезащитную пленку на лобовое стекло и боковые окна автомобиля?
Такую пленку можно наклеить на стекло автомобиля, если после ее наклейки общая светопропускаемость стекла, с учетом заводской тонировки, составит не менее 70%.
Существуют специальные стекла и пленки, которые призваны поглощать тепловое излучение, но при этом пропускать >95% света — они называются атермальными или солнцезащитными.
Атермальная солнцезащитная пленка — разрешена или нет?
Атермальная пленка, — пленка, которая защищает салон от ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, и она может быть прозрачной.
Клеить такую пленку можно, но только при условии — если финальное светопропускание стекол, как боковых, так и лобового составит более 70%.Распознать атермальную пленку на стекле легко — она переливается перламутром, а значит вас будут чаще останавливать сотрудники ГАИ. Именно поэтому важно убедиться в том, что ваши стекла с пленкой соответствуют требованиям техрегламента «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации«.
При этом, большинство автопроизводителей используют частично тонированные стекла в своих автомобилях. Например, все автомобили GM Uzbekistan комплектуются автостеклами, со светопропусканием, как минимум, в 70%.
Это касается как стёкол, произведенных в Узбекистане, так и импортных автостекол GM.
Например, автомобили GM Uzbekistan бюджетного сегмента имеют более слабую тонировку, чем импортные автомобили Chevrolet — обратите внимание, стекла Malibu имеют зеленоватый оттенок, а стекла Cobalt — практически прозрачные.
Типичная атермальная пленка имеет степень тонирования в 5%-10%. А значит при наклейке такой пленки нужно внимательно и точно измерить конечное светопропускание стекла.
То есть необходимо сложить заводскую тонировку с тонировкой атермальной пленки, и общая тонировка должна быть меньше 30%.
Учитывая заводскую тонировку стекол, вполне вероятно, что дополнительная атермальная тонировка будет нарушать требования Правил дорожного движения.
Проверить степень тонировки стекла можно специальным оборудованием, которое покажет процент светопропускаемости, проценты задержки ультрафиолетового излучения и инфракрасных лучей.
Сделать это можно в лаборатории агентства «Узстандарт«, а также в некоторых сервисах по наклейке тонировочной пленки.
Сколько стоит атермальная тонировка
В Ташкенте представлено несколько брендов атермальной пленки. Наибольшее предложение в премиум сегменте — где лидируют бренды LLumar, 3M Crystalline, Solar Screen, Ultra Vision.
Атермальная тонировка этой пленкой обойдется в $200-$250 долларов. Если же наклеить пленку в 2 слоя, то есть дополнительно затонировать заднее стекло, и задние боковые окна, то стоимость вырастет до $400 долларов США, плюс расходы на оформление разрешения — еще $140 долларов или $1400, если тонировать машину полностью.
Кроме дорогих пленок на рынке присутствуют и более бюджетные варианты из США, Израиля, Индии, Южной Кореи и Китая.
Плёнки различаются между собой в основном по пропускаемости света, ультрафиолета и инфракрасных лучей. А также степенью затемнения и сроком службы.
Цена на установку обычной атермальной плёнки начинается от 110$ и зависит от модели автомобиля. Стоимость установки тонировки на заднее лобовое стекло варьируется от 20-40$, в зависимости от производителя.
Однако при выборе тонировочной пленки важно выбирать такую пленку, которая не изменит свой цвет и не выгорит через несколько месяцев, как правило это известные американские бренды — LLumar и 3M.
А в случае с атермальной пленкой — особенное внимание нужно уделить ее качеству и реальной светопропускаемости. Для этого у мастера-установщика должен быть прибор-измеритель степени тонировки стекла.
Если клеите атермальную пленку на лобовое и боковые стекла, то необходимо убедиться в том, что общее светопропускание выше 70%, а лучше составляет около 75%-80%, чтобы учесть все погрешности.
Если хотите, произвести тонировку машины, выбирайте качественную плёнку, которая подойдет по ГОСТу, чтобы в дальнейшем избежать проблем со штрафом.
Шторки на боковых стеклах не разрешены (а значит запрещены)
Запрет на тонировку оформлен в Приложении №3 к ПДД Узбекистана (пункт 7.4 Условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), а также в общем техническом регламенте «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации».
ГУБДД не считает окна задних дверей «задними стёклами», и установка шторок на них «не предусмотрена» (цитата из официального письма ГСБДД), и, фактически, запрещена.74. Светопропускание передних лобовых, боковых и задних стекол на всех транспортных средствах должно составлять не менее 70%. Данные требования не применяются к стеклам люков, установленных на крыше автотранспортного средства, а также к тонированным (затемненным) стеклам автотранспортных средств, установленным на основании разрешения органов внутренних дел.
На автотранспортных средствах всех категорий, при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида, которые удовлетворяют требования настоящего Технического регламента, допускается тонирование (затемнение) заднего лобового стекла без ограничения светопропускания, а также наличие на нем занавески (жалюзи, шторка).
Общий технический регламент, пункт 74
Несмотря на то, что формального запрета на использование шторок нет, доказать правомочность их использования будет довольно трудно и затратно – в первую очередь, пострадают ваши нервы.
Согласно требованиям технического регламента, разрешение на тонировку необходимо для всех автомобилей на дорогах, но в этом правиле есть исключения, основанные, в том числе, на международных обязательствах Узбекистана.
Штраф за неправильную тонировку
Если лобовое стекло или боковые окна не соответствуют госту и имеют светопропускание менее 70%, то автомобиль забирают на штрафстоянку, а водителю придется оплатить штраф в 25 БРВ — 7,5 млн. сумов.