Что будет, если в Узбекистане отменят растаможку?
Отмена таможенных пошлин вовсе не означает автоматического банкротства UzAuto Motors. Всегда найдутся покупатели, для которых важно сесть за руль новой и, что немаловажно, ликвидной машины. Но снижение таможенных и нетарифных барьеров принесет больше денег в бюджет и даст настоящий выбор покупателям.
На фоне прекращения продаж бюджетных моделей, стоимость которых не превышает 13 тысяч долларов, активизировались разговоры об отмене, или хотя бы, снижении таможенных пошлин на автомобили.
Даже Узавтопром оказался в тренде – компания предложила снизить растаможку в 2 раза.
Предложение выглядит странным только на первый взгляд, ведь структура автомобильного рынка такова, что покупатели предпочитают новые автомобили и подержанные иномарки не составят конкуренции заводу UzAuto Motors.
То есть с открытием таможенных границ мы, как конечные покупатели, получим больше выбора, государство получит больше таможенных пошлин за счет массового ввоза иномарок, а желающие стоять в очереди за черной Джентрой смогут реализовать свою мечту не за полгода, а всего за несколько недель.
Почему отмена таможенных пошлин не обанкротит завод?
Снижение таможенных пошлин несет в себе скрытый риск – либерализацию цен на автомобили. И если сейчас цены на автомобили заморожены, а последнее повышение цен было аж в марте 2020 года, то с приходом свободного рынка завод будет устанавливать цены соразмерно инфляции, росту курса доллара и другим рыночным условиям.
Но даже если государство откажется дотировать завод и ограничивать рост цен, то все равно в год будет продаваться 200-250 тысяч автомобилей местного производства.
Ситуация такова, что брендов, которые предлагают новые автомобили в сегменте 10-13 тысяч долларов в мире крайне мало – и это, как правило, начальные комплектации бюджетных марок. И все свои ценовые преимущества они растеряют, ведь продавцам нужно не только привезти автомобиль, оплатить за него утилизационный сбор и НДС, но еще и заработать. А все почему? Потому что у нас нет моря, и логистика стоит очень дорого.
Вот и получается, что Lada, на которую у нас нет таможенных пошлин, стоит дороже, чем в России. Да и очередей за ладами – нет. Есть нишевой спрос.
Свой покупатель найдется в обоих сегментах рынка, и отмена запретительных пошлин позволит снять социальное недовольство.
Что будет с ценами после снижения растаможки?
Удивительно, но цены на местные автомобили не упадут. Потому что в Узбекистане, где 90% автомобилей – это белый Chevrolet, нет сервиса, инфраструктуры и запчастей для других марок. И пока это все появится, большинство будет предпочитать недорогие и относительно беспроблемные автомобили.
Кроме того, цены могут даже вырасти – посмотрите на рынок России и Казахстана, новую машину за 13 тысяч долларов купить практически нереально. И бешеный спрос на наши Chevrolet в Казахстане тому подтверждение – Кобальты и Нексии пользуются большим спросом, чем Hyundai Accent.
За 13 тысяч можно купить Hyundai Solaris, он же Accent. Но это рекомендованная цена завода, однако мало какой дилер продаст автомобиль без так называемых «допов» — дополнительного оборудования, вроде сигнализации или поликов, которые устанавливаются в автомобиль с огромной наценкой.
Но другое дело, что в Казахстане у покупателей есть выбор и спрос уравновешивается предложением.
От отмены таможенных пошлин выиграют все – и те кто готов купить подержанную машину, по цене новой, и те кто хочет сэкономить, и те, кто предпочитает купить новую машину за недорого. Рынок сам распределит спрос.
А пока что нам придется ждать возобновления продаж народных автомобилей, и надеяться, что вместе с началом выдачи договоров не повысятся и цены.
Золотые слова ……..эээххх…..
И сколько ждать этого дня…
Не забывайте что это выгодно банкам. Люди несут беспроцентно огромные суммы в банк на долгое время. Вообщем это выгодно и гос-у и отдельным людям. Зарабатывать честно культурно и тд это не про нас. Во многих сферах у нас так: чтобы свое продать надо конкурентов задушить.
Вообще зачем покупать дешёвые машины сейчас 21 век, дорогая машина меньше хавает(большинство машин), запчасти искать легко, ну цена не очень дешёвая, но нету смысла искать дешевую машину, можно всегда поднакопить и купить нормальную. Людям бы все бесплатно, и компании Chevrolet уже поднадоела, сколько лет подряд одни и те же машины. Ничего нового, да есть маленькие изменения, ни о чем вообще. Может уже будем делать новые машины , хоть раз в год блин, нашла трекер и давай 3 года подряд его продать. Вообще ни о чем.
Статью писал точно не экономист. Что значит то, что с открытием таможенных границ государство получит больше таможенных пошлин за счёт массового ввоза иномарок? Ерунда какая-то. Разве что НДС, либо сбор за утилизацию. Как могут продолжаться продажи 250 тысяч авто местного производства, если выбор массово увеличится за счёт снижения или отмены таможенных пошлин. Ну если не будет иномарки за 13 тысяч, то будет за 15). Спрос рождает предложение, а не наоборот. Кто-то должен обанкротиться, а кто то иметь экономический эффект, в этом и заложен смысл демонополизации и рынка в целом. Государство способствовало и помогало местному автопрому на протяжении многих лет. Хватит, пусть сами плывут и выживают. А мы уже сами определимся что нам покупать за свои деньги.
Спасибо за дельный комментарий. Мы основывались не на экономической теорию, а на реалии странного нашего рынка, когда люди готовы платить за новую машину любые деньги.
Кроме того, открытие границ не подразумевает полную отмену таможенных пошлин — даже 15% НДС принесет больше выручки, чем полное отсутствие импорта.
Да, конечно для тех у которых желание приобрести крутые иномарки будут и они купят и этот ажиотаж примерно будет 1 год, но когда они почувствуют как жрёт бензин при нажатии газового педали и с глушака будет вылетать не дым, а сум, сум ,сум и тогда ножки будут притягивать по длинни одеяло. Всем понятно, что иномарки дорогостоющие по услугам, запчастям и по всем параметрам, если государство в 2 раза даже снизит пошлину или вообще уберут, то государство обязательно снизит цены хоть на 5% или 10% на все отечественные машины и тогда народ будет покупать и иномарку( у кого деньги куры не клуют) и отечественную. При снижение цен на отечественные машины узнают импортёр и начнут закупать больше наши машины.
Иномарки лучше покупать именно на прямую с Германии 70% и с Америки 30%