7 июня 2019 в Ташкенте прошла пресс-конференция «Узавтосаноат», на которой высокопоставленные сотрудники компании, владеющей заводом GM Uzbekistan, рассказали о будущем отечественного автопрома.
Бюджетные авто
В ближайшие пять лет в Узбекистане наладят выпуск недорогих автомобилей стоимостью 10 000 долларов, а после – мини-кроссоверов за 15 000 долларов. Эти меры предусмотрены в Концепции развития автомобильной промышленности Узбекистана до 2030 года.
«Концепция в ближайшее время будет опубликована на интернет-портале для рассмотрения и обсуждения. Документ охватывает 2 перспективных направления: в ближайшие 5 лет основное внимание будет уделяться производству дешёвых автомобилей по цене около 10 000 долларов. Мы прогнозируем на них высокий спрос. Также мировой опыт показывает, что популярностью из года в год пользуются кроссоверы – машины повышенной проходимости. Исходя из этого, второе направление – выпуск мини-кроссоверов, цена на которые составит порядка 15 000 долларов», – сказал начальник дирекции стратегического планирования «Узавтосаноат» Рустам Кaдиров.
Он также анонсировал появление в ближайшие годы нового массового бюджетного автомобиля.
«У нас есть в планах выпуск именно бюджетных моделей. Пока, к сожалению, я не могу разглашать эти сведения. В ближайшие пять лет мы ожидаем, что спрос будет только на бюджетный сегмент. Естественно, мы должны следовать за рынком. Но здесь важно понимать, что бюджетный сегмент – это то направление, где нужны массовые инвестиции», – отметил он.
По его словам, бюджетный сегмент подразумевает не производство 1-2 тысяч автомобилей, это производство сотен тысяч автомобилей. Только тогда оно будет рентабельным.
«С уверенностью могу сказать, что это будут уже совершенно новые модели и их производство начнется параллельно с выпускающимися сегодня», – подчеркнул он.
По словам заместителя председателя правления «Узавтосаноат» Рустама Юсупова, компания сегодня активно работает по всем сегментам легковых автомобилей, но упор делает на выпуск бюджетных авто.
«Мы готовим модели, которые будут пользоваться более массовым спросом. Я думаю, что в ближайшем будущем мы официально анонсируем и оповестим всех. Наработки есть в этом вопросе», – заметил он.
Премиальный сегмент
GM Uzbekistan планирует запустить производство трех моделей в премиальном сегменте – кроссовера Chevrolet Equinox, внедорожника Chevrolet Trailblazer и семейного кроссовера Chevrolet Traverse в конце этого – начале следующего года.
«Три новых модели будут запущены в производство в конце этого года, возможно в декабре, или в начале следующего. Их объем будет очень маленький. Мы будем ориентироваться от спроса. Нет смысла производить сотни тысяч Trailblazer, которые просто не купят. Мы будем производить столько, сколько будет необходимо рынку», – рассказал Кадиров.
По его словам, премиальный сегмент в принципе не пользуется большим спросом, это даже не 10% от общего объема производства автоконцерна, так как не все могут себе позволить такие авто. На сегодняшний день в Узбекистан пока завезли три таких модели для тестов и изучения.
Запуск завода в России
GM Uzbekistan до конца этого года запустит производство автомобилей на заводе «ДерВейс» в Карачаево-Черкесии.
«Мы вышли на финишную прямую, в ближайшие несколько месяцев уже будет поставлена окончательная точка», – заявил Рустам Кадиров.
По его словам, компания успешно прошла все процессы сертификации в России, которые заняли два с половиной года и теперь готова к выпуску на первом этапе автомобилей Ravon R2.
Экспорт в Россию готовой продукции
GM Uzbekistan с февраля этого года поставила в Россию 1930 автомобилей.
«Продажи автомобилей имеют сезонный характер. Они лучше продаются в весенний и осенний сезон. То есть мы весеннюю партию уже отправили. Помимо прямых поставок, скоро авто в России будут поставляться за счет сборки на заводе «ДерВейс» в Карачаево-Черкесии. Всего экспорт в этом году во все страны планируется на уровне 150 миллионов долларов», – отметил начальник отдела стратегического планирования «Узавтосаноат» Рустам Кадиров.
По его словам, сегодня прямой экспорт в Россию затрудняют нетарифные барьеры, использующиеся для защиты местных автопроизводителей.
«Импорт автомобилей российского производства, будь то «АвтоВАЗ», Renault, Volkswagen или Hyundai, в рамках Зоны свободной торговли не облагается таможенными пошлинами, платится только 2% акцизного налога. Их можно свободно импортировать в Узбекистан. Когда мы хотим экспортировать свои авто в Россию, там есть понятие «утилизационный сбор». Вообще в экономике есть тарифные барьеры – это таможенные пошлины и нетарифные барьеры – это утилизационный сбор», – сказал он.
Кадиров добавил, что в России утилизационный сбор начинается от 1200 долларов за автомобиль и чем больше объем двигателя, тем больше сбор. В Казахстане, например, утилизационный сбор начинается от 2200 долларов за каждое авто. Это защитная мера для своих автопроизводителей.
Здесь, по его мнению, важен один момент – утилизационный сбор платят все – и российские производители и GM Uzbekistan, как экспортер, но российское государство потом возвращает эти деньги местным производителям, а экспортерам – нет. Именно поэтому для GM Uzbekistan так важна сборочная площадка «ДерВейс» в Карачаево-Черкесии.
«Помимо этого, мы должны устанавливать российскую систему «Эра-Глонасс» на экспортируемые в РФ авто. Это дорогостоящий проект, который потребовал примерно два с половиной года. Мы должны были пройти все процедуры российской сертификации. Чтобы отработать внедрение этой системы только для одной модели, необходимо потратить от 2 до 8 миллионов долларов. Это испытания, краш-тесты и еще много чего. Мы все эти этапы успешно прошли», – подчеркнул он.
Тем не менее, заметил Кадиров, сегодня любая страна использует защитные барьеры для защиты своего автопроизводителя.
«Попробуйте продать авто в Китай, просто так у вас это не получится. Более того, в КНР вам даже не позволят открыть завод, если у вас нет партнера с местной стороны. Единственный кому разрешили – это Tesla», – заключил он.
Электромобили подождут
«На сегодняшний день важно понимать, что электромобили – это тоже рынок и мы должны производить тот продукт, который будет продаваться. Средняя цена нормального электромобиля варьируется от 35 до 40 тысяч долларов. Я не говорю о дешевом сегменте с автомобилями китайского производства, которые по размерам меньше, чем «Спарк», а стоят 10-12 тысяч долларов. За такую цену у нас их просто не купят. Для Узбекистана – это пока рановато, даже учитывая, что у нас электричество дешевое», – отметил Кaдиров.
По его словам, понятие электромобиль не означает, что вы привезли такое авто домой, воткнули в розетку и все, через полчаса поехали. Чтобы зарядить электромобиль от домашней розетки, необходимо потратить как минимум несколько часов.
«Из Ташкента в Самарканд путь примерно 350 километров. Заряда, например, хватит на 300 километров, получается, что владелец электрокара должен где-то по дороге остановиться и 4 часа заряжать свое авто. Поэтому наиболее важен вопрос создания инфраструктуры. Сейчас мы работаем с несколькими ведомствами, чтобы инфраструктура создавалась уже сейчас, то есть при постройке новых дорог, зданий, парковочных мест. Это все занимает время и огромные ресурсы», – отметил Кaдиров.
Он также добавил, что не стоит забывать и о вопросе утилизации.
«Аккумуляторные батареи для электромобилей – это огромные батареи. Аккумуляторы сами по себе очень вредные – и их производство и утилизация. Поэтому нужно решить, что делать с ними дальше», – подчеркнул он.
Завод Peugeot в Узбекистане
«Узавтосаноат» прокомментировал задержки в строительстве автомобильного завода Peugeot в Джизаке.
«Я не могу ответить на этот вопрос. Это не в моей компетенции. Это вопрос двусторонних договорённостей. Одна из сторон – французская компания, которая выступает в качестве партнёра по данному проекту. И проблема задержки связана с ней», – отметил Кадиров.