Что происходило с Узавтопром с 2018 года
Рост производства, новые бренды и модели, онлайн-продажи и многомесячные очереди.
До либерализации валютного курса в 2017 году купить автомобиль UzAuto Motors было большой проблемой.
Не во всех автосалонах выдавали договора, а где выдавали, требовали «шапку» за сам факт заключения договора. Кроме того, автомобили продавались за наличную валюту.
Затем, после того как в сентябре 2017 года официальный и черный рынок сравнялись, правительство обратило внимание на автомобильную отрасль, вызывающую так много недовольства у населения.
За короткий период времени было возбуждено около 100 уголовных дел за коррупцию в автомобильной сфере. Цены на автомобили были отвязаны от курса доллара, и зафиксированы в национальной валюте. Но остался искусственный дефицит, а автомобили в Узбекистане стоили дороже, чем в России.
Искусственный дефицит и коррупция в отрасли
Президент Узбекистана признал этот факт и сменил руководство Узавтопрома.
С приходом Шавката Умурзакова начались реформы в отрасли. Новый руководитель государственного холдинга, ранее работавший в органах прокуратуры, признал искусственный дефицит автомобилей, и пообещал искоренить коррупцию и прекратить продавать автомобили внутри страны, дороже, чем за границей.
В первую очередь, завод UzAuto Motors (GM Uzbekistan) начал снижать себестоимость автомобилей и прекратил убыточные продажи на экспорт.
Кроме того, была внедрена система онлайн-продаж UzAuto Savdo и отслеживание очереди в Telegram.
Такая тактика дала свои результаты, после повышения цен в августе 2018 года, и до конца 2019 года автомобили в Узбекистане продавались практически без очереди, и периодически можно было найти машину в наличии в автосалоне — информация о наличии публиковалась онлайн в приложении.
В 2019 году самый большой срок ожидания составлял — 3 месяца на Nexia 3, а вот Gentra и Cobalt можно было получить сразу или через месяц.
Снова дефицит и задержки поставок: автомобили без магнитофонов и ABS
Но ситуация начала ухудшаться в 2020 году: пандемия Covind-19 привела к кризису поставок из-за разрыва логистических цепочек и глобальному дефициту микрочипов, который продолжается до сих пор.
Сроки поставки автомобилей начали расти, и уже в 2021 году составили 9 месяцев. Ситуация усугубилась тем, что завод начал останавливать продажи перед повышением цен не на 2-3 недели, как это было в 2018 и 2019 годах, а на несколько месяцев. Это привело к тому, что в 2022 году срок поставки увеличился до 12 месяцев.
Остановка продаж порождала колоссальный отложенный спрос, перекупщики скупали автомобили в качестве инвестиций для перепродажи с 30% наценкой, и образовался порочный круг дефицита, который разорвать до сих пор не удалось. Продажи бюджетных моделей остановлены уже 4 месяца, а на вторичном рынке новые автомобили продаются с наценкой в 50 млн. к цене автосалона.
Кризис полупроводников привел к тому, что Lacetti и Cobalt поставляются без магнитофонов, а иногда и без ABS.
Новые модели и бренды
Реформа автомобильной отрасли привела к тому, что в Узбекистане появилось несколько официальных дилеров иномарок: Skoda, Volkswagen, Kia, Hyundai, Chery, BYD, Exeed.
Были снижены или отменены таможенные пошлины на электромобили и машины премиум-сегмента.
Но настоящей конкуренции среди бюджетных автомобилей так и не пояивлось.
Реформы нужно продолжать
Многие уверены, что UzAuto Motors повышает цены, злоупотребляя монопольной позицией на рынке. Однако, надо отметить, что монополия GM Uzbekistan — это не простая монополия в привычном понимании.
UzAuto Motors — не совсем частная компания, хотя и называется акционерным обществом. Особенность частных компаний в том, что они возникают на основании частной автономии учредителей. А GM Uzbekistan был образован на основании государственного акта — постановления президента Республики Узбекистан, и сейчас, даже после IPO государство владеет почти 99,7% акций компании.
Необходимо открыть рынок для других игроков, и дать возможность запуска производства бюджетных автомобилей, а не устанавливать искусственные ограничения по цене.
Другое дело, что для Chevrolet Cobalt и Lacetti в Узбекистане, да и в мире, нет конкурентов по цене.
Это подверджается тем, что Cobalt — уже несколько лет является самым продаваемым новым автомобилем в Казахстане. И это при том, что в Казахстане открыт рынок для подержанных иномарок и за 15-17 тысяч долларов можно купить Mercedes S-класса в кузове W221. Такой же автомобиль в Узбекистане обойдется в 40 тысяч.
В UzAuto Motors обвиняют перекупщиков в искусственном дефиците, но это не так. Ведь если есть рынок для перекупщиков, значит завод просто не в состоянии удовлетворить спрос на автомобили, из-за того что в бюджетном сегменте нет выбора.
Завод GM производит не плохие, народные автомобили, которые выполняют свою функцию. Но эти автомобили должны быть доступны по приемлемой цене без всяких «шапок».
Волевое решение может изменить ситуацию. В 2017 году в один день освободили экономику от черного рынка, может быть пора столь же кардинально открыть рынок для новых автопроизводителей, а не отверточных импортеров дорогих автомобилей?