До либерализации валютного курса в 2017 году купить автомобиль UzAuto Motors было большой проблемой.
Не во всех автосалонах выдавали договора, а где выдавали, требовали «шапку» за сам факт заключения договора. Кроме того, автомобили продавались за наличную валюту.
Большинство моделей продавалось в 2015-2017 годах за наличные доллары США. Например, Кобальт стоил в 2016 году 27 млн. сумов, а оплачивать приходилось 9 тысяч долларов США.Затем, после того как в сентябре 2017 года официальный и черный рынок сравнялись, правительство обратило внимание на автомобильную отрасль, вызывающую так много недовольства у населения.
За короткий период времени было возбуждено около 100 уголовных дел за коррупцию в автомобильной сфере. Цены на автомобили были отвязаны от курса доллара, и зафиксированы в национальной валюте. Но остался искусственный дефицит, а автомобили в Узбекистане стоили дороже, чем в России.
Искусственный дефицит и коррупция в отрасли
Президент Узбекистана признал этот факт и сменил руководство Узавтопрома.
С приходом Шавката Умурзакова начались реформы в отрасли. Новый руководитель государственного холдинга, ранее работавший в органах прокуратуры, признал искусственный дефицит автомобилей, и пообещал искоренить коррупцию и прекратить продавать автомобили внутри страны, дороже, чем за границей.
В первую очередь, завод UzAuto Motors (GM Uzbekistan) начал снижать себестоимость автомобилей и прекратил убыточные продажи на экспорт.
Кроме того, была внедрена система онлайн-продаж UzAuto Savdo и отслеживание очереди в Telegram.
Такая тактика дала свои результаты, после повышения цен в августе 2018 года, и до конца 2019 года автомобили в Узбекистане продавались практически без очереди, и периодически можно было найти машину в наличии в автосалоне — информация о наличии публиковалась онлайн в приложении.
В 2019 году самый большой срок ожидания составлял — 3 месяца на Nexia 3, а вот Gentra и Cobalt можно было получить сразу или через месяц.
Снова дефицит и задержки поставок: автомобили без магнитофонов и ABS
Но ситуация начала ухудшаться в 2020 году: пандемия Covind-19 привела к кризису поставок из-за разрыва логистических цепочек и глобальному дефициту микрочипов, который продолжается до сих пор.
Сроки поставки автомобилей начали расти, и уже в 2021 году составили 9 месяцев. Ситуация усугубилась тем, что завод начал останавливать продажи перед повышением цен не на 2-3 недели, как это было в 2018 и 2019 годах, а на несколько месяцев. Это привело к тому, что в 2022 году срок поставки увеличился до 12 месяцев.
Остановка продаж порождала колоссальный отложенный спрос, перекупщики скупали автомобили в качестве инвестиций для перепродажи с 30% наценкой, и образовался порочный круг дефицита, который разорвать до сих пор не удалось. Продажи бюджетных моделей остановлены уже 4 месяца, а на вторичном рынке новые автомобили продаются с наценкой в 50 млн. к цене автосалона.
Кризис полупроводников привел к тому, что Lacetti и Cobalt поставляются без магнитофонов, а иногда и без ABS.
Новые модели и бренды
Реформа автомобильной отрасли привела к тому, что в Узбекистане появилось несколько официальных дилеров иномарок: Skoda, Volkswagen, Kia, Hyundai, Chery, BYD, Exeed.
Были снижены или отменены таможенные пошлины на электромобили и машины премиум-сегмента.
Но настоящей конкуренции среди бюджетных автомобилей так и не пояивлось.
Реформы нужно продолжать
Многие уверены, что UzAuto Motors повышает цены, злоупотребляя монопольной позицией на рынке. Однако, надо отметить, что монополия GM Uzbekistan — это не простая монополия в привычном понимании.
Причина повышения цен не волюнтаристское ценообразование, а неэффективное управление в отрасли.UzAuto Motors — не совсем частная компания, хотя и называется акционерным обществом. Особенность частных компаний в том, что они возникают на основании частной автономии учредителей. А GM Uzbekistan был образован на основании государственного акта — постановления президента Республики Узбекистан, и сейчас, даже после IPO государство владеет почти 99,7% акций компании.
Цены на автомобили и стратегический план завода утверждаются в правительствеНеобходимо открыть рынок для других игроков, и дать возможность запуска производства бюджетных автомобилей, а не устанавливать искусственные ограничения по цене.
Другое дело, что для Chevrolet Cobalt и Lacetti в Узбекистане, да и в мире, нет конкурентов по цене.
Это подверджается тем, что Cobalt — уже несколько лет является самым продаваемым новым автомобилем в Казахстане. И это при том, что в Казахстане открыт рынок для подержанных иномарок и за 15-17 тысяч долларов можно купить Mercedes S-класса в кузове W221. Такой же автомобиль в Узбекистане обойдется в 40 тысяч.
В UzAuto Motors обвиняют перекупщиков в искусственном дефиците, но это не так. Ведь если есть рынок для перекупщиков, значит завод просто не в состоянии удовлетворить спрос на автомобили, из-за того что в бюджетном сегменте нет выбора.
Завод GM производит не плохие, народные автомобили, которые выполняют свою функцию. Но эти автомобили должны быть доступны по приемлемой цене без всяких «шапок».
Ничего страшного в конкуренции нет, конечно если мы думаем о простых людях, а не о сверхприбылях и коррупционных схемах реализации автомобилей.Волевое решение может изменить ситуацию. В 2017 году в один день освободили экономику от черного рынка, может быть пора столь же кардинально открыть рынок для новых автопроизводителей, а не отверточных импортеров дорогих автомобилей?