Почему дорожает бензин в Узбекистане?

Компания «Узнефтепродукт» в очередной раз подняла цены на бензин, произведенный из импортного сырья.

Литр АИ-95 подорожал почти на 11% до 7200 сумов за литр.

Ранее в ноябре 2017 была проведена реформа и либерализации рынка нефтепродуктов и АИ-95 подорожал почти в два раза до 6500 сумов за литр.

В ходе либерализации рынка юридические лица получили возможность продавать и покупать топливо на биржевых торгах.

Кроме того, предприятия Узбекистана до 1 января 2020 года, освобождены от уплаты таможенных пошлин (кроме сборов за таможенное оформление) на импорт углеводородного сырья, независимо от целей использования и форм собственности.

Дополнительно, предприятия АО «Узнефтепродукт» получили льготы по уплате налога на прибыль, с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие производства.

Государство создало условия для насыщения рынка и увеличения объемов производства. Снизив регулятивное воздействие и разрешив продавать бензин по «коммерческим» ценам.

В АО «Узнефтепродукт» объяснили повышение: «На данный момент фактические цены возросли, себестоимость продукции подорожала, это связано с ценами на мировом рынке» (цитата по «Газета.уз»).

На момент публикации баррель нефти марки Brent с поставкой в апреле стоит 64,5 доллара США. На таком же уровне (62-65 долларов за баррель) цены находились в ноябре-декабре прошлого года.

В январе цена на нефтяные фьючерсы кратковременно превышала 70 долларов США за баррель.

Следовательно, из-за роста цены на нефть на 7,5% в январе цена на АИ-95 в Узбекистане выросла на 11%. Значит на ценах сказалась не только волатильность фьючерсов на нефть, но и другие факторы, о которых компания умалчивает.

Ранее первый заместитель министра экономики Мубин Мирзаев признал, что повышение цен на бензин было вызвано убытками в отрасли.

Напомним, в ходе реформирования отрасли принят общий технический регламент о требованиях к автомобильному бензину и другим видам топлива, что приведет к тому, что бензин в Узбекистане будет соответствовать новым стандартам качества.

Стоит ли нам ждать снижения цены на бензин вслед за коррекцией цен на нефть? Рыночная цена хороша своей прозрачностью, ведь каждый может спросить с производителя, «на каком основании цена повышается, если сырье дешевеет?»

Если цена бензина будет следовать за ценами на нефть лишь в части роста, значит реформа рынка топлива провалилась и снова в игру вступают коррупционные интересы.

Импортный бензин дешевеет

Импортный бензин на АЗС Jizzakh Petroleum за месяц подешевел почти на 6% с 8500 до 8000 сумов за литр. Компания объяснила это снижение возросшими объемами импорта и оптимизацией расходов.

Ранее мы приводили расчеты, по которым литр импортного бензина без учета транспортных расходов в Узбекистане может стоить 3 963 сумов за литр:

Экспорт из РФ Цена в Узбекистане без учета транспортных расходов и других платежей
Цена 1 тонны АИ-95 класса 5 на бирже в Москве $743 Цена 1 тонны бензина АИ-95 класса 5 на границе Узбекистана  $485,0
Включая акциз (вычитается при экспорте) $170 Акциз (5%)  $ 29,1
Включая НДС  (вычитается при экспорте)  $113 НДС Узбекистана (20%) $97,0
Экспортная пошлина $25,2 Импортная пошлина (согласно ПП-3303) 0%
Цена 1 тонны бензина АИ-95 класса 5
экспорт из РФ
 $485,0 Цена 1 тонны бензина АИ-95 класса 5 на территории  Узбекистана $611,1
Минимальная цена, без учета транспортных расходов
1 тонна = 1333,3 л.
Цена за 1 тонну в сумах 4 973 962 UZS
Цена за 1 литр, включая налог на потребление (232,5 сумов с литра) 3 963 UZS

С помощью сайта одной из российских транспортных компаний мы рассчитали стоимость транспортировки 66 тонн бензина (стандартная железнодорожная цистерна объемом примерно 88 000 литров) из Омска в Ташкент.

Доставка бензина из Омска в Ташкент обойдется в 3 200 долларов США за цистерну. То есть, основная часть транспортных расходов составит менее 300 сумов за литр.

Почему именно из Омска? В Омске расположен НПЗ «Газпромнефти», который, вероятнее всего, и является поставщиком Jizzakh Petroleum.

Получается, что дополнительные расходы по транспортировке, другие сопутствующие траты и прибыль импортера составляют почти половину стоимости топлива. Конечно, в такой ситуации появляется пространство для маневра и снижения цен на 6%.

Надеемся, Jizzakh Petroleum, как компания с иностранным участием, опубликует финансовую отчетность и обнародует механизм формирования цены на импортный бензин в Узбекистане.

Exit mobile version