24 февраля Repost опубликовал статью, в которой утверждается, что автомобили GM Uzbekistan подешевели за 4 года на 25%. Похоже, что статистика в этой публикации подобрана очень избирательно. Например, в публикации Repost сравниваются цены на весьма редкие позиции автомобилей, например, Spark с МКПП, который не продается уже пару лет.
В конце статьи, делается вывод, что UzAuto Motors совершила «экономический подвиг», заморозив цены на автомобили в 2020 году. И справедливым будет повышение цен на 35%-40% уже в ближайшее время.
Давайте посмотрим, как менялись цены на Chevrolet Spark, Nexia, Cobalt и Lacetti с 2017 года. Сравнивать будем яблоки с яблоками, то есть те модели и комплектации, которые до недавнего времени можно было купить в Узбекистане. Причем сравнивать будем конечную цену, которую платит покупатель, без всяких уловок про НДС-сотоварищи.
Безусловно, из-за девальвации сума в долларовом эквиваленте цены на автомобили дешевеют, но разве доллар США является основным платежным средством в Узбекистане? Вовсе не у всех граждан страны зарплата начисляется в долларах, хотя, конечно, основная часть накоплений хранится именно в долларах.
За последние 4,5 года цены на массовый сегмент автомобилей повышались лишь однажды, в марте 2020, за неделю до выявления первого случая ковид-19 в Узбекистане. Тогда цены на автомобили выросли на 15%-21%. Damas подорожал на 21%, Cobalt на 10%-15%, Nexia на 15%-19%, Spark на 10%-21%. Автомобили премиум сегмента не подорожали. Также, цена Lacetti выросла всего на 3%.
При этом, после либерализации валютного курса в сентябре 2017 года GM Uzbekistan не пытался повысить цены до августа 2018 года, но и тогда повышения не случилось – подорожала только Lacetti, а бюджетные автомобили сохранили цены 2017 года.
Итак, давайте сравним динамику цен в сумах и долларах США за 4 с лишним года. За точку отсчета возьмем сентябрь 2017 года, и посмотрим на цены в августе 2018 когда GM Uzbekistan ввела электронную очередь на автомобили. Тогда, кстати, это возымело эффект, и весь 2019 год можно было купить автомобиль практически без очереди.
Spark LT A/T | Сум | Доллар |
Сентябрь 2017 | 74064275 | 9144 |
Август 2018 | 74064275 | 9495 |
Декабрь 2021 | 92821000 | 8571 |
Разница | 25% | -6% |
Chevrolet Nexia LTZ A/T | Сум | Доллар |
Август 2017 | 85979575 | 10615 |
Август 2018 | 86467975 | 11086 |
Декабрь 2021 | 106429000 | 9827 |
Разница | 24% | -7% |
Chevrolet Cobalt LTZ A/T | Сум | Доллар |
Август 2017 | 97183305 | 11998 |
Август 2018 | 97183305 | 12459 |
Декабрь 2021 | 115390000 | 10655 |
Разница | 19% | -11% |
Chevrolet Lacetti CDX A/T | Сум | Доллар |
Август 2017 | 123506435 | 15248 |
Август 2018 | 128604536 | 16488 |
Декабрь 2021 | 136728000 | 12625 |
Разница | 11% | -17% |
Что будет с ценами и когда ждать повышения?
Как видим, с 2017 года цены в сумах существенно выросли лишь однажды – 2 года назад. За 4 года популярные модели подорожали на 25% в сумах, а вот в долларах подешевели на 7%-17%. Причем сильнее всего подешевела Lacetti, которая находится на верхнем спектре бюджетных автомобилей.
Конечно, завод за это время лишился большей части льгот, но все еще имеет серьезные преференции, которые позволяют выйти в прибыль.
По законам экономики цены должны вырасти, об этом говорит и кризис поставок, и война в Украине, и потенциальный риск санкций – возможный запрет на покупку сырья в России, и, безусловно, — огромный спрос на автомобили, который позволяет разогнать вторичный рынок до астрономических цен.
Справедливым будет рост цен на 10%-12%. Однако риск социального недовольства, подогретого многотысячными очередями на автомобили, не предполагает рост цен.
Значит дефицит будет продолжаться, а оправдывать повышение цен на 35%40% борьбой с перекупщиками, которые заключают сразу 100-200 договоров, по меньшей мере — странно, ведь черный рынок автомобилей это не убьет, а лишь сократит оборот одного перекупщика со 100 контрактов, до 70.