Импорт электромобилей бьет рекорды
За 7 месяцев в Узбекистан ввезено электромобилей на 2,5 триллиона сумов. Импорт электрокаров вырос в 6 раз из-за эффекта низкой базы прошлого года.
Узбекистан значительно увеличил импорт электромобилей. По данным Статистического агентства, в течение первых семи месяцев 2023 года страна импортировала 7391 электромобиль. Это показывает рост на 6084 автомобиля или приблизительно в 6 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Доминирующим игроком на рынке является BYD
Стоит отметить, что основным поставщиком электромобилей для Узбекистана стал Китай с долей 6898 автомобилей. Это подтверждает растущее влияние Китая на рынке электромобилей. Однако интересно, что следом за Китаем идет Гонконг с 376 автомобилями.
Европейские и американские автомобили также присутствуют на рынке Узбекистана, хотя и в меньшем объеме. Германия экспортировала 64 автомобиля, в то время как США – всего 11.
Эти данные свидетельствуют о растущем интересе к электромобилям в Узбекистане, что может быть связано с высокими ценами на бензин, а также льготной растаможкой.
Освобождение от таможенных сборов
Для стимулирования роста числа электромобилей на дорогах Узбекистана, правительство приняло решение освободить их от таможенной пошлины, акциза и транспортных сборов. Такая политика делает импорт и последующее использование электротранспорта гораздо более привлекательным для бизнеса и частных лиц.
Льготы для таксистов
Еще одной мерой стимулирования является освобождение таксистов от пошлины за лицензию до 2030 года при условии перевозки пассажиров на электрокаре или гибридном автомобиле.
Развитие инфраструктуры
В будущем можно ожидать увеличение количества импортируемых электромобилей, а также развитие внутренней инфраструктуры для поддержки этих транспортных средств, включая станции зарядки и послепродажное обслуживание.
Весной 2023 года совместное предприятие UzAuto и BYD Company Ltd. вывело на рынок Узбекистана самые популярные гибридные электромобили Plug-in (PHEV) бренда BYD: Chazer, Song Plus и премиальный электромобиль BYD Han.
Эти модели завозятся в рамках льготной программы, по которой производители должны после изучения рынка организовать локальное производство электромобилей, батарей и комплектующих.
Так, в мае 2023 года началось строительство завода по производству электромобилей и гибридов BYD в Джизаке. А первые автомобили должны сойти с конвейера уже весной 2024 года.
Ранее, в 2022 году, при участии премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова и члена Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая Го Шэнкуня были подписаны документы о масштабных китайских инвестициях в Узбекистан, в том числе, в сфере автомобилестроения.
Причем электрическая и гибридная экспансия китайских автомобилей продолжит расширяться — президент поручил создать автомобильный завод в Кашкадарье, который будет выпускать электромобили, а вероятным партнером рассматривается китайский государственный автомобильный концерн JAC. Также, в Джизаке поручено наладить производство электромобилей Volkswagen, а Chery планирует расширить линейку автомобилей и начать продажи гибридных моделей уже в октябре 2023 года.