Каждые два года все водители транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, обязаны повышать свою квалификацию. Решение об обязательном прохождении занятий по повышению квалификации в частной компании «Avtotest Report» приятно в сентябре Кабинетом Министров Узбекистана.
Однако, и до принятия данного решения существовала норма о повышении квалификации водителей юридических лиц – перевозчиков пассажиров и грузов. Как отмечает «Газета.уз», Положение о порядке подготовки и переподготовки водителей автомототранспортных средств и средств городского электротранспорта (в редакции от 2010 года) предусматривало, что водители, занимающиеся перевозкой пассажиров, обязаны проходить 30-часовые курсы повышения квалификации ежегодно, а водители, перевозящие грузы, — каждые два года.
Правительство признало, что требование законодательства о повышении квалификации водителей не выполнялось на должном уровне, и унифицировав сроки прохождения сертификации, передало эксклюзивные полномочия по обучению водителей юридических лиц ООО «Avtotest Report». Фактически сформировав монополию.
При этом с 1 июля 2018 планируется введение административной ответственности за отсутствие у водителя сертификата ООО «Avtotest Report» о прохождении курсов повышения квалификации.
Стоимость обучения на курсах повышения квалификации для водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, составит 2 минимальных размера оплаты труда (МРЗП), что составляет 344,480 сумов по состоянию на декабрь 2017.
Poker Face
В информационной кампании в СМИ ужесточение требований к повышению квалификации водителей объяснялось статистическими данными – сообщалось, что водители юридических лиц чаще становятся виновниками и совершают больше ДТП, чем «обычные» водители.
Этот же довод использовался в мотивационной части постановления Кабмина: «В большинстве случаев участниками дорожно-транспортных происшествий становятся водители, управляющие автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам».
В ходе информационной кампании МВД, а за ним и СМИ, озвучили следующие данные: в 2016 году по вине водителей, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, совершено 972 ДТП, в которых погибли 352 и пострадали 962 человека. Общее количество нарушений ПДД, совершенных водителями данной категории, составило 3890, в том числе 217 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения и 193 проезда на запрещающий сигнал светофора.
Ложь или истина? Статистика.
«Газета.uz» получила в Главном управлении безопасности дорожного движения МВД статистику ДТП за прошлый год.
Статистика по ДТП за 2016 год в Узбекистане
Всего за 2016 год | С участием водителей юридических лиц | Доля в общем количестве |
10 212 ДТП | 972 | 9,5% |
2 496 погибших | 352 | 14,1% |
9 845 пострадавших | 962 | 9,7% |
Как видно, водители юридических лиц были участниками менее 10% ДТП за 2016 год. Следовательно, утверждение о том, что в «большинстве случаев» участниками ДТП являются водители данной категории, не соответствует действительности. А значит, служить обоснованием для поголовной сертификации всех водителей юридических лиц оно не может.
Почему нарушают ПДД? Потому что могут.
Обучение водителей и развитие культуры вождения очень важная задача, но решать ее нужно в комплексе, с публичным обсуждением и обоснованием принятых решений, использованием лучших мировых практик и передового опыта.
Водители нарушают ПДД не потому, что их не знают. А от того, что не работает принцип неотвратимости наказания.
Действует принцип «плати и лети» — каждый водитель знает, что избежать штрафа вполне возможно, даже за серьезные нарушения требований правил дорожного движения.
Вспомните показательный пример с внедрением системы камер на перекрестках Ташкента. За несколько недель абсолютное большинство водителей стало останавливаться перед стоп-линией, хотя раньше редко кто следил за тем, где именно на светофоре остановился его автомобиль. То же касается соблюдения скоростного режима.
Как видим – неотвратимость наказания и отсутствие коррупционного фактора (возможности «договориться») ведет к улучшению дорожной ситуации и повышению безопасности участников дорожного движения.
Повсеместное внедрение автоматизированной системы фиксации нарушений ПДД позволит реализовать принцип неотвратимости наказания и коренным образом изменить ситуацию на дрогах, повысить безопасность и, вместе с тем, сформировать культуру вождения, в которой каждый участник дорожного движения действует ответственно, независимо от того, есть «камера» или нет.
Причем, нарушения должны фиксироваться не только стационарными камерами, но и мобильными комплексами, установленными в патрульных автомобилях, как, например, это сделано в Казахстане.
Принцип неотвратимости наказания за нарушение ПДД должен распространяться на всех участников дорожного движения, включая пешеходов. Ведь зачастую причиной смертельных случаев становится беспечность и безалаберность пешеходов, которые не соблюдают базовых правил безопасности на дорогах. Здесь ситуацию помогут изменить обучение населения и правильная организация дорожного пространства, в приоритете которой должны быть не автомобили, а пешеходы.
У пешеходов не должно быть желания или возможности нарушить правила дорожного движения.
Нерегулируемый пешеходный переход через 8 полос движения – обычная ситуация для Ташкента, которая несет в себе колоссальные риски безопасности.
Пример такого перехода – ТКАД у заправки «Лукойл». В темное время переход не освещается, днем движение настолько интенсивное, что, остановившись у пешеходного перехода высок риск получить удар в корму, или того хуже, пешехода, который начал переход собьет «лихач», не заметивший пешехода за машинами. Ситуацию не спасает даже ограничение скорости в 50 км/ч – на этом пешеходном переходе регулярно происходят аварии. Кто-то решил перебежать устав пропускать бесконечный поток, кто-то не заметил остановившееся авто…
Безопасное дорожное движение
Резюмируя, кардинально ситуацию на дорогах Ташкента и Узбекистана можно изменить только комплексными реальными действиям, без «шапкозакидательства»:
- Неотвратимость наказания за нарушение ПДД;
- Устранение коррупционного потенциала и искоренение «психологии взяточника» для всех участников дорожного движения;
- Организация дорожного движения в соответствии с лучшими мировыми практиками;
- Проектирование улиц и дорог не для автомобилей, а для людей.
- Системное развитие общественного транспорта – эта тема настолько обширная, что мы предлагаем вам почитать замечательный материал Валентина Богданова.
Пора понять, что повышение пропускной способности не решает проблему пробок, а переносит траффик из одного места в другое – эффект бутылочного горлышка можно наблюдать почти в «час пик» на всех центральных улицах Ташкента.
Дополнительные полосы движения, появившиеся после сноса трамвайных путей, никак не улучшили общую дорожную обстановку. А вот открытие заблокированных проездов смогло разгрузить улицы и перераспределить транспортные потоки.
Комплексное измените системы организации дорожного движения с фокусом на управление рисками и безопасность участников дорожного движения, а также устранение «человеческого фактора», поможет сократить смертность и аварийность на дорогах Узбекистана.