Низкие цены на бензин и солярку в Казахстане привели к тому, что огромное количество топлива скупается в Казахстане и вывозится в Узбекистан.
Сейчас средняя цена бензина АИ-95 в Казахстане — 5 475 сумов за литр. При этом, в Узбекистане, АИ-80 стоит 6050 сумов за литр.
Такая разница в цене стимулирует экспорт в Узбекистан, что вызывает дефицит на внутреннем рынке Казахстана.
Например, купить дизель по официальным ценам невозможно, т.к. солярка массово вывозится фурами из Казахстана в соседние страны.
Чтобы бороться с перекупщиками бензина и солярки в Казахстане решили поднять цены на топливоКроме того, частным водителям запретили вывозить 20-ти литровые канистры с топливом из Казахстана.
Как пишет автор телеграм-канала «Пик Скатарсиса«: «Схема проста и давно обкатана — берется фура, обвешивается дополнительными баками, чтобы можно было залить несколько тонн, заправляется.
Потом фура едет в Узбекистан, тут топливо сливают перекупщикам, получая с каждой тонны чистый профит от $500 до $700.
Так как бензин и дизель у нас стоят в разы дороже, то рентабельность получается бомбическая, вплоть до 50% и выше.
Из-за этого в прошлом году из Казахстана утекло минимум 200 тыс. тонн топлива.»
Ожидается, что Минэнерго Казахстана повысит цены на бензин и дизель до 15%.
Согласно приказу Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов для стационарных АЗС, на которые установлено государственное регулирование цен:
- предельная цена на бензин:
- марки Аи-80 установлена в размере 89 тенге/л,
- марки Аи-92/Аи-93 — 205 тенге/л.,
- ранее Аи-92/Аи-93 стоил 182-187 тенге.
- предельная цена на дизельное топливо (летнее, межсезонное) — 450 тенге/л,
- дизельное топливо подорожает с 230-260 тенге,
- при предъявлении водительского удостоверения, выданного в РК, в объеме до 100 л/сутки – 295 тенге/л,
- при предъявлении водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства на грузовые, специальные, специализированные автомобили и автобусы, выданного в РК в объеме до 300 л/сутки – 295 тенге/л.
- дизельное топливо подорожает с 230-260 тенге,
Однако, такое повышение не снизит рентабельности серого экспорта, т.к. издержки будут возложены на покупателей в Узбекистане.
Напомним, Казахстан давно вводит ограничения на экспорт бензина, и теперь, очередь дошла и до запрета на «кустарный» вывоз топлива.
Премьер-министр Казахстана, А. Смаилов, объяснил, что если не уравнять цены на топливо с ценами в других странах, то в этом году в Казахстане может возникнуть нехватка дизельного топлива в объеме 850 тыс. тонн.