В Узбекистане разгорается дискуссия вокруг будущего электромобильного рынка, который сегодня стоит на пороге крупных изменений, касающихся импорта и продажи электромобилей. В центре спора — предложения правительства ужесточить правила ввоза и таможенного оформления автомобилей, что может значительно усложнить условия ведения бизнеса для предпринимателей, вкладывающих в «зелёную» экономику страны.
В Instagram появились видео-обращения от импортеров электромобилей к Шавкату Мирзиёеву с просьбой сохранить рынок иномарок открытым, и отменить ограничения на импорт электромобилей, пишет Газета.уз.
Предприниматели подчеркивают, что их деятельность принесла существенную выгоду экономике: только за 2023 год было импортировано электромобилей на сумму 630 млн долларов, в бюджет было уплачено 1,25 трлн сумов в виде налогов и сборов. Однако с апреля 2024 года их бизнес столкнулся с новыми ограничениями, которые затрудняют импорт и растаможку автомобилей, уже оплаченных и ожидающих поставки. Это не только ставит под угрозу дальнейшее развитие сектора, но и может привести к банкротству более 400 предпринимателей и потере рабочих мест для тысяч граждан.
Как пишет Газета.уз, представитель DAFex MOTORS заявил, что из-за введённых ограничений придётся закрыть бизнес, и попросил главу государства принять максимально возможные меры, чтобы эти ограничения не вступили в силу.
Основательница автосалона SI Motors Ситора Вяденова рассказала, что после 7-летнего обучения в Китае вернулась в Узбекистан и начала бизнес в сфере продажи электромобилей. Она попросила Шавката Мирзиёева сохранить текущий порядок таможенного оформления и сертификации при импорте автомобилей. «Мы — за свободный рынок», — сказала также предпринимательница.
С аналогичными обращениями выступили представители AJ Motors, Alliance Motors, CarBazaar, avtodiler.uz и другие.
В обращениях к президенту представители автобизнеса просят пересмотреть введённые ограничения и поддержать принципы свободного рынка и конкуренции, которые легли в основу их успешного бизнеса. Они указывают на значительные инвестиции в развитие инфраструктуры, обучение специалистов и улучшение сервиса для владельцев электромобилей, что стало возможным благодаря открытому и конкурентному рынку.
Позиция предпринимателей находит поддержку среди населения и специалистов, которые видят в развитии электромобильного транспорта не только экологическую, но и экономическую выгоду для страны. Однако, вопрос о том, как будут развиваться события дальше, остаётся открытым — ведь об ограничениях на импорт своих автомобилей просила китайская BYD, которая обещает создать в Узбекистане автомобильное производство мощностью 500 тыс. автомобилей в год