BYD планирует с ростом локализации и развитием технологий снизить цены на электромобили узбекского производства.
Единственный реалистичный вариант достижения этой цели — повышение таможенных пошлин и ограничение импорта: по объективным причинам (логистика, локализация, промышленность и т.п.) себестоимость производства в Узбекистане будет выше, чем в Китае.
Например, гибридные автомобили BYD в Узбекистане у официальных дилеров стоят дешевле, чем при частном импорте именно за счет заградительных таможенных пошлин и утилизационного сбора.
А вот на импорт электромобилей пока что ограничений нет и BYD Song Plus Champion у “серых” дилеров стоит на $5000 дешевле, чем в автосалонах BYD.
Ведь для растаможки электромобиля действуют льготы, и оплатить нужно лишь:
- 12% НДС от стоимости автомобиля (включая стоимость доставки);
- Утилизационный сбор — 30 БРВ;
- 0 акциз;
- 0 таможенная пошлина;
- 0,2% — сбор за таможенное оформление;
- $700 — сертификация и услуги таможенного брокера.
Но скоро все может измениться: правительству поручено упорядочить импорт электомобилей BYD. Делается это под предлогом заботы по покупателях из-за того что “серые” машины не имеют гарантии и “не адаптированы к узбекскому климату”.
Похожими методами планируется стимулировать экспорт: дистрибьюторы BYD не смогут закупать автомобили в Китае для тех стран, куда будут поставляться электромобили узбекской сборки.
Эти меры создадут идеальные условия для завода, но лишат его стимулов к развитию, также, как это было с GM Uzbekistan 30 лет назад.
И на этом фоне, хорошие, вроде бы, новости, про планы по выпуску бюджетных моделей BYD e2, Seagull и Yuan смотрятся неуместно, ведь если BYD e2 будет стоить дороже импортной, то от такого местного производства не выиграет никто.