Шапки вернутся?

В "Новом Узбекистане" автомобили опять продаются по-старому. Договора только в автосалонах, драки в очереди за контрактами, выдача договоров только тогда, когда "открыт фонд" - все как 10 лет назад.

4 августа было объявлено возобновлении продаж Chevrolet Cobalt и Lacetti. А 5 августа договора уже кончились. Разбираемся, как так произошло.

Давка в автосалонах, драки за договора — все как в 2000х

Вечером 4 августа открылись договора на бюджетные автомобили, и что удивительно, машины даже подешевели, кроме того, были введены новые комплектации, в том числе — версия на МКПП для Cobalt. Причем вчера еще можно было заключить договор онлайн, а вот уже утром 5 числа онлайн контрактация была парализована.

Случайно, или преднамеренно, но торговая платформа UzAuto Savdo сработала неудовлетворительно

Заключить договор онлайн было практически невозможно. Кроме того, в торговой системе отсутствовали договора на ходовые цвета и дешевые комплектации. А сайт UzAuto Motors и Chevrolet.uz до сих пор не имеют актуальной информации по ценам и комплектациям на автомобили.

Договора на Lacetti и Cobalt снова закрыты. Разбираемся, что происходит

Это первый такой сбой в работе системы UzAuto Savdо, которая была запущена в ответ на «шапки» за договора, чтобы обеспечить прозрачность заключения контрактов и отслеживание очередей в режиме онлайн.

И, если вечером 4 августа система просто работала с перебоями, и договор можно было заключить, пусть и не с первой попытки, то к 21:00 4 августа заключение договоров на бюджетные модели были прекращено.

А утром контрактация возобновилась только в автосалонах — платформа UzAuto Savdo не работала — сайт и мобильное приложение были отключены, а Телеграм-бот работал очень медленно и все равно не давал возможности заключить договор.

Отсутствие договоров онлайн привело, буквально, к штурму автосалонов покупателями.

Особенно напряженной ситуация оказалась в регионах, где на всю область 1-2 автосалона. Даже в Ташкенте у автосалонов собрались десятки людей, которы записывались в очередь, чтобы получить право на оформление договора.

Снижение стоимости автомобилей также повлияло на  ситуацию — покупатели, которые 8 месяцев не имели возможности купить новый автомобиль наконец-то смогли получить договора. Нужно ли говорить, что при вожделенном отношении к автомобилю в Узбекистане, все это привело к взрывной реализации отложенного спроса.

Ситуация была легко прогнозируемой, и почему в UzAuto Motors к возобновлению продаж так плохо подготовились — непонятно.

Менее чем за сутки было продано более 50 тыс. автомобилей, это весь дополнительный объем производства, запланированный на 2023 год.

Получается, что на фоне отсутствия прозрачной системы контрактации снова появляется коррупционный фактор — если толпа штурмует автосалон, то велик соблазн за скромное «спасибо» оформить договор «без очереди», ведь альтернативы у покупателя, в виде электронной торговой площадки — нет.

Время покажет, готов ли Узавтосаноат, как владелец завода UzAuto Motors  к такому вызову, или система продаж автомобилей вернется в темные времена дефицита не только автомобилей, но даже договоров.

Что такое шапка за автомобиль?

В «старом Узбекистане», каждый год в августе «выбрасывались» договора на автомобили, с поставкой в следующем году. А затем контрактация снова прекращалась не неопределенный срок.

Для того чтобы приобрести машину, человеку приходилось пройти несколько кругов ада. Сначала он должен был дождаться времени, когда в народ «выкинут контракты», то есть автосалоны будут раздавать клиентам, желающим купить авто, договора. Обычно это происходило в течение двух — трех дней пару раз в год. И в это время все отечественные автосалоны превращались в осажденные крепости. Покупатели ломали железные решетки, окна и двери, дрались друг с другом, образовывалась давка — и все это ради заветного контракта.

Если кто-то не смог получить заветный контракт, а таких было большинство, так как их выбрасывалось не так много, всегда можно было найти ловкого сотрудника автосалона, который за «шапку» в 400-2000 долларов мог организовать контракт и проследить, чтобы машину доставили не за 12 месяцев, а всего за 2-3. При этом покупатель не мог выбрать цвет и комплектацию авто, а, как говорится, брал то, что давали.

Но в 2017 году система поменялась, и в 2018 стала полностью интерактивной, и купить автомобиль можно было не выходя из дома. Автосалоны начали вести электронный учет наличия автомобилей, и в 2019 году купить автомобиль можно было без очереди, просто придя в автосалон и выбрав понравившуюся комплектацию в наличии на складе.

Теперь же есть риск возвращения старой, шапочной системы, и ручного регулирования спроса на автомобили.

Очень надеемся что сегодняшняя ситуация больше не повторится, и завод справится со спросом на автомобили, а Узавтопром, как владелец торговой платформы UzAuto Savdo вновь сделает ее основным инструментом для заключения договоров.

Exit mobile version