Госкомстат опубликовал данные по выпуску легковых автомобилей в Узбекистане.
Общий объем производства легковых автомобилей в I-м квартале 2023 года сократился на 23% с 65 тыс. автомобилей в 2022 году до 50 тыс. авто в 2023 году.
Сильнее всего снизился выпуск одной из самых популярных моделей — производство Chevrolet Lacetti/Gentra сократилось на 42,7% с 19 439 шт. в 2022 году до 11 142 автомобилей в 2023 году.
Модель | Выпуск 1Q 2022 | Выпуск 1Q 2023 | Снижение |
Lacetti | 19 439 | 11 142 | -42,7% |
Cobalt | 19 192 | 17 774 | -7,4% |
Damas | 17 329 | 16 855 | -2,7% |
Nexia* | 6 572 | 1 843 | -72% |
Spark* | 2 500 | 185 | -92,6% |
Tracker | 1 660 | ||
Onix | 559 |
*Снимая с конвейера Chevrolet Spark и Nexia на заводе обещали увеличить объем производства других моделей, в частности Onix и Tracker.
Но этого не произошло. Также на 2023 год запланировано увеличение объемов производства до 500 тыс. автомобилей в год, но исходя из данных первого квартала эти планы выглядят утопичными.
Похоже, что в январе-марте завод UzAuto Motoros работал не в полную мощность. Вероятно это связано с остановкой производства в январе-феврале для пусконаладочных работ на конвейере Chevrolet Onix.
Так, за полтора месяца с момента запуска производства Chevrolet Onix было выпущено всего 559 автомобилей. Объем производства Chevrolet Tracker также, снизился в 2 раза по сравнению со среднемесячным производством в прошлом году.
Договора на самые популярные модели — Lacetti/Gentra, Cobalt и Damas не выдают уже почти пять месяцев.
В правительстве и UzAuto Motoros готовят неизбежное повышение цен на автомобили, но из-за референдума по Конституции, вероятно, было принято решение заморозить этот вопрос.
Автосалоны закрыты с начала декабря 2022 года, и очевидно, что компания испытывает жесточайший дефицит комплектующих, что приводит к тому, что даже спустя пять месяцев очередь на Cobalt и Lacetti составляет несколько десятков тысяч автомобилей.
О кризисных процессах на заводе говорит и отчет за первый квартал 2023 года — прибыль компании сократилась на 202 млрд сумов, а административные расходы и себестоимость, напротив — выросли.
В прошлом году, в аналогичной ситуации, продажи возобновились после повышения цен в марте, а к маю компания отчиталась о полном выполнении обязательств по договорам 2021 года. Правда, тогда был «твердый указ» от президента — устранить очереди на автомобили.
Но даже такой указ и рекордные объемы производства не помогли избежать дефицита в 2023 году.
Официальных комментариев по поводу возобновления продаж завод не дает. А колоссальная неопределенность приводит к спекулятивно перегретому рынку — автомобили продаются на 30%-40% дороже, чем в автосалоне.