Заявление генерального директора автозавода ADM Jizzakh, Данияра Давлетиярова, о необходимости возвращения пошлин на ввоз электромобилей в Узбекистан вызывает множество вопросов и сомнений.
Рынок автомобилей в Узбекистане «перенасыщен и перегрет», сказал директор завода, который производит Kia Sonet прошлого поколения и продает его за 20 тысяч долларов — в 1,5 раза дороже, чем новейшее поколение этого автомобиля стоит в Индии. И это несмотря на все льготы, которые имеют «автопроизводители».
Ограничение импорта кажется не только несвоевременным, но и пагубным для развития зеленой экономики и инновационного прогресса страны.
Во-первых, аргумент о «перенасыщенном и перегретом» рынке автомобилей в Узбекистане выглядит надуманным. Введение пошлин на ввоз электромобилей будет способствовать лишь сокращению конкуренции на рынке, что в конечном итоге приведет к росту цен и ухудшению качества предлагаемой продукции. В условиях глобального экономического кризиса и инфляции это решение кажется экономически необоснованным и вредным для потребителей.
Во-вторых, подобная инициатива противоречит мировым трендам. Многие страны активно поддерживают переход на электромобили, снижая налоги и предоставляя субсидии, чтобы стимулировать их использование. Это связано с необходимостью сокращения выбросов углекислого газа и улучшения экологической ситуации. В Узбекистане же предлагается двигаться в противоположном направлении, что ставит под сомнение приверженность страны к экологическим стандартам и международным обязательствам по борьбе с изменением климата.
Третье, утверждение о том, что импортируемые электромобили не соответствуют местным нормам и стандартам, также вызывает вопросы. Если существуют какие-либо проблемы с качеством или безопасностью импортируемых автомобилей, то логичным решением было бы усиление контроля за соблюдением стандартов, а не введение пошлин, которые могут привести к дефициту на рынке и снижению доступности электромобилей для населения.
Кроме того, идея ограничить импорт автомобилей через официальных дилеров создает благоприятную почву для монополизации рынка. Это ограничит выбор для потребителей и может привести к злоупотреблениям со стороны дилеров, завышению цен и снижению качества обслуживания.
В конечном счете, предложение о возврате пошлин на ввоз электромобилей выглядит как попытка защитить интересы местных автопроизводителей в ущерб интересам потребителей и экологической ситуации в стране. Вместо того чтобы искать пути развития и улучшения качества местной продукции, ADM Jizzakh предлагает закрыть рынок и ограничить доступ к современным технологиям.
В заключение можно сказать, что Узбекистану следует ориентироваться на передовой мировой опыт, поддерживать инновации и стремиться к созданию условий для развития конкурентного и экологически чистого автомобильного рынка. Введение пошлин на ввоз электромобилей – шаг назад, который может иметь долгосрочные негативные последствия для экономики и экологии страны.