Через неделю после остановки продаж Chevrolet Lacetti, Cobalt и Damas в UzAuto Motors прервали молчание по этому поводу.
В своем обращении, компания эмоционально и безапелляционно обвиняет перекупщиков в увеличении сроков поставки автомобилей:
«… высокая доля «перекупщиков» не могла не сказаться на сроках ожидания обычных покупателей и создала на рынке искусственный дефицит».
Очень странно обвинять перекупщиков в росте сроков поставок, ведь с марта прошлого года компания имеет право продлить срок выдачи автомобиля перекупщику на 4 месяца. И либо эта норма не работает и не применяется, либо в очередях виноваты вовсе не сами покупатели.
Ведь перекупщики существуют потому что существует спрос. И если завод не может покрыть спрос на автомобили, то виноваты ли в этом «перекупщики»?
Представим, что в Узбекистане вдруг исчезли все «перекупы». Но от этого спрос не уменьшится, и объем производства не увеличится, и границы для массового сегмента автомобилей не откроются. Так что и многомесячные очереди никуда не денутся.
Также в обращении завода имеет место манипулирование фактами — «за ноябрь было заключено более 76 тыс. договоров». Однако в компании не уточнили, сколько из них реально оплачено, ведь мы помним, что число предзаказов на Оникс в ноябре сократилось в пять раз с почти 50 тысяч до 10 тысяч автомобилей.
По версии компании, остановка продаж позволит заводу сосредоточиться на производстве уже предзаказанных автомобилей.
Будет ли повышение цен?
История с прекращением контрактации на популярные автомобили повторяется.
Напомним, в прошлом году завод также остановил продажи «народных» автомобилей на 2,5 месяца. А затем в марте 2022 года поднял цены на 15%-20%.
Правда очередей от этого меньше не стало, что очевидно — отложенный спрос только увеличил нагрузку на завод и привел к росту цен на вторичном рынке. В итоге очередь выросла с полугода до 13 месяцев.
Кроме того, в течение года UzAuto Motors фактически повышала цены на автомобили, вводя новые комплектации, и прекращая продажи старых версий с меньшей добавленной стоимостью.
А для того чтобы расчистить рынок для Onix у популярных бюджетных моделей были урезаны комплектации. Так, Lacetti лишилась люка и литых дисков, и Cobalt предлагается только в дорогих комплектациях Style.
Учитывая инфляцию, мировой кризис, девальвацию сума, то повышение цен на автомобили видится не такой уж и несбыточной идеей.
Лишь бы не пришлось ждать свой автомобиль целый год, как это происходит уже сейчас с Ониксом, хотя его производство еще даже не началось.
Если завод продает бюджетные автомобили в убыток, то может быть стоит поднять цену до себестоимости, но при этом начать наконец участвовать в выдаче льготных кредитов и рассрочки, как это делают другие местные «автопроизводители»?