Бензин, газ и дизельное топливо подорожают с 16 ноября
Кабинет Министров Узбекистана постановлением от 1 ноября утвердил повышение цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы.
Каждую осень в Узбекистане дорожает бензин, в последние несколько лет цены повышались как минимум на треть. При этом, в ноябре прошлого года был объявлен переход на рыночное ценообразование и свободную биржевую продажу бензина.
В приостановлении Кабмина «Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы», говорится о повышении цены на топливо на 5%, до:
- АИ-80 – 4000 сум. (+200сум);
- АИ-91 – 4500 сум. (+200сум);
- Дизельное топливо ЭКО – 4900 сум (+300 сум)
Последний раз цены на бензин повысились 15 ноября 2017 года на 35%.
Узбекнефтегаз готовит повышение цен на газ и бензин
Холдинг «Узбекнефтегаз» распространил пресс-релиз и статью, посвященную тяжелому положению дел в отрасли, росту импорта и падению добычи нефти и газа.
Cнижение добычи, продиктованное объективными причинами, и рост затрачиваемых валютных средств ([рост иморта]) , требуют внимания отрасли все к той же тарифной политике и ее своевременной корректировке, в том числе и через непопулярные методы. Свою роль здесь играет и отставание в Узбекистане внутренних розничных цен на нефтепродукты от мировых цен на нефть. Пресс-служба Узбекнефтегаз
Цена нефтепродуктов, выработанных из смеси импортного и местного сырья, согласно предоставленным данным, составляет:
- бензин Аи-80 — 4891 сума/литр (убыток за 1 тонну — 1,44 млн сумов);
- бензин Аи-91 — 5354 сума/литр (убыток за 1 тонну — 1,36 млн сумов).
- дизтопливо ТДЛ — 5278 сумов/литр (убыток за 1 тонну — 824,4 тысячи сумов).
- дизтопливо ЭКО — 7047 сумов/литр (убыток за 1 тонну — 2,83 млн сумов).
В материале пресс-службы «Узбекнефтегаза» особенно подчеркивается тот факт, что бензин в Узбекистане стоит дешевле, чем в соседних странах (но это не так — прим. Автострада).
Впрочем, пресс-служба нефтяного гиганта лукавит и сравнивает цену на АИ-91 в Узбекистане со средними ценами по рынку в других странах. Однако, не совсем корректно сравнивать в одной корзине АИ-91 узбекской перегонки и, скажем, АИ-98 Роснефти.
Проведем сравнение в сопоставимых категориях. Сравним цены на АИ-95 в конце сентября 2018
- Узбекистан: $0.89
- Казахстан: $0.48
- Россия: $0.69
Рыночная цена бензина в Узбекистане почти в два раза выше, чем в Казахстане. Что ты на это скажешь, Илон Маск?
Мы уже писали о том, что простого объяснения тому, что российский бензин и бензин из российской нефти стоит в Узбекистане в полтора раза дороже — нет.
Цена должна быть существенно ниже, т.к. экспорте из РФ не платится НДС, а при импорте юридические лица особождены от таможенных сборов, налогов и других платежей.
Реформа рынка топлива
В прошлом году цены на бензин и солярку выросли почти в полтора раза:
- АИ-80 – 3800 сум. (+1000 сум);
- АИ-91 – 4300 сум. (+1300 сум);
- Дизельное топливо ЭКО – 4700 сум (повышение с 1 марта 2018)
Нефтеперерабатывающие заводы получили существенные льготы и ссуды.
В Узбекистан начали завозить импортное сырье для переработки и российский бензин, который продается на заправках Jizzakh Petroleum и Лукойл.
Ранее мы приводили расчеты, по которым литр импортного бензина без учета транспортных расходов в Узбекистане может стоить 3 963 сумов за литр.
АИ-95 узбекской перегонки продается на некоторых АЗС Узбекнефтегаз (UzGazOil) по 7200 сумов за литр — розничная цена выросла на 11% в феврале этого года.
В прошлом году первый заместитель министра экономики Мубин Мирзаев признал, что повышение цен на бензин было вызвано убытками в отрасли и неудовлетворительным состоянием нефтеперерабатывающих заводов Узбекистана.
Тогда же было принято решение стимулировать инвестиции в отрасль, освободить заводы от налогов, при условии реинвестирования освободившихся средств.
Несмотря на таможенные льготы и кардинальное снижение налоговой нагрузки, либерализации топливного рынка и перехода на свободное, рыночное ценообразование не произошло.
Государство продолжает регулировать цены на бензин.
Однако, если раньше цены росли по-настоящему неожиданно, то в этом году то в этом году ситуация поменялась. Обсуждать грядущее повышение цен начали открыто.
Почему бензин в Узбекистане подорожает?
Анализируя экономическую ситуацию в стране, отсутствие свободного рынка топлива, рост инфляции и цен на нефтепродукты, а также высокую волатильность курса сума к доллару, становится понятно, что рост цен на бензин неизбежное, но меньшее зло, чем постоянные субсидии в отрасли.
Экономические ресурсы не берутся из воздуха, если что-то мы получаем ниже себестоимости, то чем-то эти убытки компенсируем.
За искусственно низкие цены на бензин расплачивается вся экономика.
Чтобы водитель Каптивы мог залить полный бак «восьмидесятого» бензина и сэкономить, государство перераспределяет налоги и дотирует нефтеперерабатывающие заводы.
А налоги платят не абстрактные люди, а мы с вами. Не важно, предприниматели, врачи или учителя.
Даже если у вас нет машины, каждый вносит свой вклад в спонсирование низких цен на бензин. Получается, что менее обеспеченное большинство, спонсирует более обеспеченное меньшинство.
Впрочем, одного роста цены мало — необходимо по-настоящему открыть рынок и упразднить нефтеперерабатывающую монополию.
Ради экономического роста и развития необходимо внедрить реальные рыночные механизмы и устранить монополии, будь то бензиновая, автомобильная или любая другая.
Монополии не могут эффективно управлять ресурсами и имеют колоссальный коррупционный потенциал, так рождается социальное неравенство и этот порочный круг нужно разорвать.
Мы в областях уже давно не пользуемся бензином. Он у нас как элитный товар. Вы лучше приведите данные по ценообразованию газа.
На днях был в Казахстане, заправился АИ-92, по цене 151тенге (3500сум). Что можно сказать о цене…? Особенно то что нам приводят для сравнения цены топлива с другими странами ( нравится когда Европу включают в этот список — так у них и зарплаты другие, гораздо выше наших). А о качестве бензина вообще говорить не приходится — Казахский АИ-92 в разы лучше Узбекского АИ-95 и по цене получается дешевле Узбекского АИ-80. И расход у авто на 100км по трассе составил 5,2литра. В лучшем случае наш АИ- 80 сравним с советским АИ-72, а то и ниже.