В Узбекистане назревают изменения, которые коснутся каждого водителя. Речь идет о возможном повышении нештрафуемого порога скорости – с нынешних 5 км/ч до 10 км/ч. Законопроект уже в Законодательной палате, и, хотя официально еще не принят, в Олий Мажлисе говорят о нем как о свершившемся факте.
Некоторые источники говорят об этой поправке, как о способе снять недовольство водителей, вызванное введением штрафных баллов.
Вы едете по городу, разрешенная скорость – 60 км/ч. Сейчас, если радар зафиксирует 65 км/ч, штрафа не будет. Но если порог поднимут, «безнаказанно» можно будет ехать уже 70 км/ч.Сторонники нововведения, среди которых и высокопоставленные чиновники, приводят несколько аргументов:
- «Врут» радары и спидометры! Техника, мол, не идеальна, и нужно учитывать погрешность.
- Водители недовольны. Жалобы на штрафы – одна из причин, подтолкнувших к разработке законопроекта. Возможно, это попытка «подсластить пилюлю» перед введением штрафных баллов.
- Обгон – требует превышения скорости. Особенно, если обгоняешь длинномерный грузовик. Невольно превысишь на 5 км/ч – и вот уже штраф. А с новым порогом – «простор для маневра».
- А вот в России… …нештрафуемый порог аж 20 км/ч!
Эксперты по безопасности дорожного движения смотрят на ситуацию совсем под другим углом.
- Поднятие порога, по сути, разрешит водителям ездить быстрее. А это – прямая угроза безопасности.
- Каждый километр имеет значение. Даже небольшое превышение скорости увеличивает риск аварии и тяжесть последствий.
- Проблемы с радарами? Решайте их, а не идите на поводу у нарушителей! Некорректная установка камер, нехватка кадров – это проблемы системы, а не повод делать послабления для нарушителей.
- Спидометры специально завышают скорость! Это сделано для безопасности, чтобы водитель думал, что едет быстрее, чем на самом деле.
- Цена вопроса – человеческие жизни. Стоит ли «удобство» водителей потенциальных жертв ДТП?
Возникли даже конспирологические теории: повышение выгодно владельцам камер видеофиксации: водители попадут в психологическую ловушку — будут ездить 70 км/ч по спидометру, а тут до штрафа не 5 км, как раньше при езде со скоростью 65 км/ч, а 1-2 км.
Решение о повышении нештрафуемого порога скорости является сложным и многогранным. Аргументы «за» в основном связаны с удобством для водителей и техническими несовершенствами системы фиксации. Аргументы «против» основаны на соображениях безопасности дорожного движения и указывают на то, что проблемы с системой фиксации должны решаться не за счет безопасности. Ключевой вопрос, который предстоит решить депутатам: какой приоритет выбрать – удобство водителей или безопасность на дорогах. При этом важно учитывать, что, согласно статистике, превышение скорости является основной причиной ДТП в Узбекистане.