21 февраля президент Узбекистана подписал указ, согласно которому к 2030 году в Ташкенте, Нукусе и областных центрах должна быть ограничена эксплуатация автомобилей не соответствующих стандарту Евро-5.
Если указ президента будет исполнен буквально, без уточняющих норм, то под запрет попадет большая часть модельного ряда UzAuto Motors, т.к. автомобили для местного рынка (т.н. азиатские позиции) соответствовали экологическому классу Евро-2.
Кроме того, даже иномарки при поставках в Узбекистан, из-за низкого качества топлива, были адаптированы под требования Евро-4:
При этом автомобили производства UzAuto Motors, которые отправляются на экспорт в Казахстан, Россию и другие страны, соответствуют требованиям Евро-5. Главное отличие — система рециркуляции отработавших газов с клапаном EGR. В автомобилях Евро-5 часть выхлопных газов направляется обратно в двигатель, чего нет на машинах Евро-2.
Согласно официальным документам национальной системы сертификации автомобили бюджетного класса имели допуск Евро-2:
Таким образом, под возможные ограничения могут попасть не только старые советские автомобили, но и все бюджетные модели, когда-либо выпускавшиеся в Узбекистане: Tico, Matiz, Damas, Labo, Nexia 1, 2 и 3, Cobalt, Lacetti, Gentra.
Чем отличается Евро-2 от Евро-5?
Стандарты «Евро» для автомобильных двигателей были введены для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Основные различия между стандартами Евро-2 и Евро-5 заключаются в строгости лимитов на выбросы вредных веществ.
Двигатели Евро-2 имеют упрощенный каталитический нейтрализатор выхлопных газов, но не имеют системы рециркуляции EGR, которая активно используется в двигателях Евро-5 для уменьшения выбросов оксида азота, путем возвращения части выхлопных газов обратно в камеру сгорания, что снижает температуру сгорания и количество образующихся вредных веществ. Катализатор Евро-5 имеет более продвинутую конструкцию и дорогие электронные компоненты.
Автомобили, соответствующие стандарту Евро-5, обычно дороже в производстве и обслуживании из-за более сложных систем контроля выбросов и необходимости использования качественного топлива.
И если в двигатель Евро-2 можно лить хоть АИ-95 сделанный кустарным способом из АИ-80, то в моторы Евро-5 необходимо заливать дорогой, качественный бензин, без дополнительных присадок.