В первом полугодии 2024 года банки выдали населению автокредиты на сумму 8,9 трлн сумов, что в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда эта цифра составляла 18,4 трлн сумов. Обвал на 52% является значительным показателем и свидетельствует о серьезных изменениях на рынке автокредитования.
Одной из основных причин обвала автокредитования является ужесточение требований Центрального банка по выдаче кредитов населению. С 1 июля 2024 года регулятор ввел показатель долговой нагрузки, который вычисляется путем соотношения средних выплат по кредиту к среднемесячному доходу заемщика.
Несмотря на обвал автокредитования, спрос на автомобили никуда не делся. В условиях, когда банки перестали выдавать автокредиты из-за ужесточения требований Центрального банка и высоких ставок (в районе 30%), покупатели ищут альтернативные пути финансирования. Многие начали использовать микрозаймы или покупать автомобили в рассрочку, где переплата может достигать 75% годовых.
Сокращение объемов автокредитования вызвало недовольство автопроизводителей: ведь покупать дорогие машины стали меньше.
Создание новой монополии
На фоне этих изменений автопроизводители, такие как ADM Jizzakh, начали активно лоббировать закрытие рынка.
Генеральный директор ADM Jizzakh Данияр Давлетияров предложил вернуть пошлины на ввоз электромобилей, аргументируя это тем, что без протекционистских мер производство электрокаров в стране будет нецелесообразным. Это предложение поддержал и председатель Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов.
Экономисты критикуют такую политику, указывая на то, что она приводит к ограничению конкуренции и росту цен. Отабек Бакиров отметил, что тарифные пошлины в развитых странах сильно отличаются от действительности. А в Узбекистане льготы на ввозные пошлины вообще предоставляются тайными решениями.
Экономисты Юлий Юсупов и Бехзод Хошимов также выступили с критикой в адрес текущей политики импортозамещения. Юсупов подчеркнул, что такая политика не позволяет стране полноценно участвовать в международном разделении труда и создавать конкурентоспособные производства. Хошимов заявил, что автозавод GM Uzbekistan в Асаке является символом неэффективности и неправильной экономической политики, которая покрывается за счет налогоплательщиков.
Падение объемов автокредитования и лоббирование закрытия рынка автопроизводителями свидетельствует о серьезных проблемах в экономической политике Узбекистана. Преференции для крупных компаний и ограничение конкуренции приведут к росту цен на автомобили и ухудшению условий для потребителей.
В условиях ужесточения кредитной политики и лоббирования закрытия рынка со стороны автопроизводителей, потребители вынуждены искать альтернативные и зачастую более дорогостоящие пути для приобретения автомобилей.
Экономисты призывают отказаться от политики импортозамещения и сосредоточиться на создании конкурентоспособных производств, что позволит стране развиваться более эффективно и устойчиво.