В мае на портале коллективных обращений появилась петиция о разрешении тонировки автомобильных стекол. К моменту публикации петиция набрала 12445 голосов. Согласно регламенту, обращение, адресованное палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, должно получить не менее 10 000 голосов. Обращение, набравшее необходимое количество голосов, должно быть рассмотрено в течение 60 дней.
90 минималок за тонировку
Вскоре после этого на портале обсуждения нормативно-правовых актов появился проект, в котором предлагается разрешить эксплуатацию автомобилей с тонированными (затемненными) стеклами за 90 МРЗП в год.
Документ предполагает установку тонировки (затемнения) на стекла легковых авто в пределах светопропускания не ниже 5% для задних и 30% для задних боковых стекол.
С учетом роста минимальной заработной платы, тонировка для физических лиц обойдется в 16,6 млн. сумов в год, а для юридических лиц 22 млн. сумов в год.
Планируется, что 92% средств от оплаты за выдачу разрешения на тонировку будет направляться в местный бюджет с целевым направлением на социальные проекты.
Оставшиеся 8% планируется направить в недавно созданный фонд социального стимулирования сотрудников, развития материально-технической базы и прочих расходов МВД.
Разрешено, но настолько дорого, что запрещено
Эксперты центра «Стратегия развития» раскритиковали такие высокие ставки за выдачу разрешений на тонировку, передает Spot.uz.
В сообщении центра отмечается, что услугой сможет воспользоваться лишь небольшое количество людей, так как мало кто может себе позволить такие траты — те же учителя, к примеру, которые, в среднем, получают зарплату в 2 млн сум. или врачи и другие сотрудники бюджетных организаций:
«Это их зарплата за 9 месяцев, а пенсионерам эта услуга и вовсе станет практически недоступной», — говорится в сообщении.
Там же отмечается, что предлагаемые ставки, как и их обоснование, в целом вызывают немало вопросов, не говоря уже о том, что необходимость заново получать разрешение каждой год (именно такой срок указан в проекте), может привести к очередной бюрократии.
При этом эксперты центра «Стратегия развития» не отвечают на вопрос, каким образом учитель с зарплатой в 2 млн. сумов может приобрести и содержать даже самый дешевый новый автомобиль.
Зарубежный опыт
Эксперты центра обращаются к зарубежному опыту и указывают, что во многих странах граждане ничего не платят за получение разрешения. Так, к примеру, обстоят дела в таких развитых странах как Великобритания, Германия, Испания, Бельгия и так далее. Причем там разрешается затемнять стекла до 100%.
В сообщении отмечается, что тонировка не воспринимается в этих странах как нечто угрожающее безопасности — наоборот, она защищает от солнечных лучей, света фар находящегося сзади автомобиля, не ограничивает угол обзора и не оказывает негативного воздействия на зрение.
Что касается тех стран, где разрешение на тонировку выдают за деньги, то в том же Кыргызстане за это надо платить $200, в Таджикистане $310, в Узбекистане же предлагается установить ставки, которые почти в 20 раз больше.
Впрочем, и $200 в год за тонировку это слишком дорого, т.к. КАСКО страхование обойдется в сопоставимую сумму.
Равные возможности для всех
В сообщении центра отмечается, что в Узбекистане тонировка, в первую очередь, нужна для защиты от солнечных лучей и жары. Соответственно, целесообразней будет руководствуясь этими факторами, сделать услугу удобной и доступной для всех слоев общества с учетом социального равенства:
«Даже если платную выдачу разрешений на тонировку признают обоснованной и необходимой, то стоит создать равные возможности для всех, кто хочет ею воспользоваться», — говорится в сообщении.
Помимо этого высокие цены приведут к тому, что поступления от них будут небольшими. И наоборот — если установить доступные цены, то количество тех, кто воспользуется услугой, в разы вырастет, считают в центре.