В ответ на «нечестную» государственную поддержку китайских производителей электромобилей, Европейская комиссия ввела временные компенсационные пошлины на их импорт. Это решение следует за обвинениями в адрес Китая в несправедливой государственной поддержке производителей, что якобы наносит урон европейским производителям.
В расследовании Еврокомиссии говорится, что такие крупные производители как BYD, Geely и SAIC получают поддержку, которая позволяет им устанавливать заниженные цены на свои продукты.
Китайские автопроизводители, которые сотрудничали с Еврокомиссией, получили льготные ставки таможенных пошлин: BYD обложен пошлиной в 17,4%, Geely — 19,9%, а SAIC-GM — 37,6%.
Другие китайские компании, которые сотрудничали с расследованием, подпадают под средневзвешенную ставку в 20,8%, а те, кто не сотрудничал — под ставку в 37,6%.
Правда в отличии от Узбекистана, где ограничение импорта преподносится под видом заботы о покупателях, в Европе честно назвали причины повышения пошлин — защита местных заводов от демпинговых цен и субсидий китайских производителей.
В Узбекистане такой подход применялся к UzAuto Motors, но не сработал — за 30 лет завод так и не создал ни одной собственной модели, а все производство ведется с одобрения, под контролем и по лицензии General Motors.
BYD, крупнейший игрок на рынке электромобилей, получит серьезные преференции от узбекского правительства, включая защиту от неофициального импорта через нератифицированные барьеры. Это касается и регулирования постановлением президента №PQ-132, которое обещает увеличение локализации производства до 500 тыс. автомобилей в год.
Когда будут повышены пошлины на BYD и вообще электромобили в Узбекистане станет на одну стагнирующую монополию больше, а простые покупатели от этого ничего не выиграют.
При этом, несмотря на мнимые выгоды такой политики для местного производства, есть опасения, что это приведет к установлению монополии и росту цен на автомобили BYD в Узбекистане. Ведь в условиях сильной конкуренции на китайском рынке цены на электромобили стремительно падают, а в Узбекистане они могут остаться высокими из-за отсутствия альтернатив.
Также стоит отметить, что среди местных потребителей уже сейчас наблюдается недовольство высокой стоимостью электромобилей и гибридов при частном импорте, которую поддерживают заградительные таможенные пошлины и утилизационные сборы.