Завод UzAuto Motors готовит повышение цен на бюджетные автомобили, чтобы покрыть инфляцию и девальвацию сума.
В Узбекистане с декабря прошлого года остановлены продажи бюджетных автомобилей, а в январе 2023 года были повышены цены на Tracker, Tahoe и Traverse.
Отпускная цена Chevrolet Tracker (без учета НДС) повысилась на 3,7%, но, за счет снижения ставки НДС, конечная стоимость Трекера выросла всего на 0,9%.
Похожий сценарий может быть реализован с бюджтеными автомобилями. Хотя, судя по ценам на базаре Сергели, Джентру и Кобальт продолжат покупать, даже если цены в автосалонах вырастут на 20%-30%.
На вторичном рынке Chevrolet Cobalt 2022 года обойдется в 175 млн, за фулловую Chevrolet Gentra 2022 года просят 210 млн. Цены на базаре на 40-50 млн. выше, чем в автосалонах.
Автомобили 2023 года стоят еще дороже — до 230 млн. за черную «упакованную» Gentra.
Cobalt и Lacetti подорожают
По данным источников Автострады, сейчас согласование в правительстве проходят несколько вариантов цен, в том числе и щадящий вариант повышения на 3%-5%.
В таком случае, отпускная цена топовой Chevrolet Lacetti вырастет на 7%, но конечная стоимость для покупателей повысится на 4,2% за счет снижения ставки НДС.
Таким образом, урезанная комплектация Gentra L-Optima/AT должна будет составить конкуренцию топовой механике Chevrolet Onix 3LT: оба автомобиля будут стоить 160 млн. сумов.
Chevrolet Cobalt GX Style AT подорожает до 135 млн. сумов.
Вероятно, в UzAuto Motors хотят сохранить высокую разницу в цене между Кобальтом и Джентрой, чтобы стимулировать спрос на Cobalt: в этом году ожидается рост производства Кобальтов, а вот Lacetti скоро снимут с конвейера.
Когда будет повышение цен?
Методами статистического анализа энтузиастам-автолюбителям удалось вычислить приблизительные сроки окончания очереди. Так, исходя из средней скорости выдачи автомобилей, UzAuto Motors закроет прошлогодние контракты на Cobalt к середине июня.
Аналитики, опрошенные Автострадой, предполагают, что автосалоны могут возобновить выдачу договоров в апреле, чтобы обеспечить завод заказами на второе полугодие 2023.
Вместе с тем, в последние 3 года о повышении цен объявляли в марте, после того как продажи были заморожены на несколько месяцев.
Цены на автомобили росли в:
- Августе 2018
- Марте 2020
- Марте 2021
- Марте 2022
Почему повышение цен на автомобили UzAuto Motors неизбежно
Инфляция по итогам 2022 года составила 12,25%. Это значит, что в среднем товары и услуги в Узбекистане за год подорожали больше, чем на 12%.
Добавим сюда девальвацию сума на 4,2% и в итоге получится, что валютная часть импорта UzAuto Motors выросла в цене, как минимум, на 16,5%.
Чтобы покрыть эти издержки компания должна либо снизить себестоимость, либо повысить цены.Как однажды заявляли представители UzAuto Motors, производство бюджетных автомобилей (Spark, Nexia) убыточно и дотируется за счет высоких цен на Chevrolet Malibu, Equinox, Traverse и Tahoe.
В 2022 году эти модели были сняты с производства. В 2024 году с конвейера будет снята Gentra, а Cobalt получит рестайлинговое обновление.
Судя по этим действиям, и выходу компании на IPO, UzAuto Motors избавляется от убыточного производства и повышает маржинальность своих продуктов.
При такой стратегии сложно представить дальнейшую дотацию производства, и, вероятно, цены на автомобили будут проиндексированы, как минимум на размер девальвации сума к доллару.
Причем, что интересно в суммовом эквиваленте цены растут, а вот в долларовом — скорее стагнируют.
Например, Chevrolet Cobalt 4-й позиции с АКПП уже несколько лет стоит в коридоре от $10500 до $11700 долларов США.
Учитывая спрос на вторичном рынке, где Кобальты покупаются по 15 тысяч долларов, а Lacetti по 17-18 тысяч, повышение цен даже до таких запрелельных уровней не снизит спрос на местные автомобили, а значит и не сократит очереди.