Эксперты Центра экономических исследований и реформ провели анализ автомобильного рынка Узбекистана. Продажи на узбекском авторынке с начала года демонстрируют стремительный рывок, отмечается в публикации центра, однако рост в основном обеспечивается за счёт активности на вторичном рынке автомобилей.
Рост первичного рынка — UzAuto Motors (GM Uzbekistan) увеличил производство в полтора раза
UzAuto Motors увеличило выпуск новых автомобилей — с декабря покупателям поставляется более 22 тысяч автомобилей ежемесячно. Однако заключение новых договоров приостановлено на неопределенный срок.
При этом в среднем в 2021 году покупатели получали 14.9 тысяч автомобилей в месяц.
Но такой рост не предел — 14 февраля президент Узбекистана поручил Узавтопрому избавиться от очередей на автомобили к 1 мая, а также сократить размер предоплаты в автосалонах до 50%.
Кроме того, Шавкат Мирзиеев заявил, что в первом полугодии должно быть произведено 160 тысяч автомобилей, а к концу года 275 тысяч. Чтобы достичь этих показателей UzAuto Motors необходимо выпускать по 27 тысяч автомобилей ежемесячно.
Вторичный рынок выходит из тени благодаря снижению стоимости оформления б/у автомобилей
В январе 2022 года зарегистрировано 113,2 тыс. автотранспортных средств (включая новые и б/у автомобили), что на 126,4% больше по сравнению с январем 2021 года и на 138,4% больше, чем в январе 2020 года.
Взрывной рост обеспечивает вторичный рынок автомобилей — после отмены сбора в дорожный фонд и снижения стоимости оформления автомобилей у нотариуса началась массовая регистрация автомобилей, которые раньше были переданы владельцам по доверенности, чтобы избежать огромных пошлин при купле-продаже.
С января 2022 года резко снижена стоимость оформления автомобилей. Сбор в ГАИ отменен, а пошлина у нотариуса снижена до 3 БРВ, независимо от мощности и возраста автомобиля.До января 2022 года граждане предпочитали оформлять «генеральную доверенность», чтобы избежать чрезмерных затрат при государственной регистрации договоров купли-продажи автомобилей на вторичном рынке.
При этом, основным драйвером роста стали регистрации на вторичном рынке в регионах Узбекистана — в Ташкенте наблюдается не такой активный рост, как в целом по республике.
Регионами с наибольшим количеством регистраций автомобилей, приобретенных на вторичном рынке, являются Ташкентская – 13,6 тыс. (в декабре 2021 г. – 2,1 тыс.), Самаркандская – 9,7 тыс. (3,7 тыс.), Ферганская – 9 тыс. (2,9 тыс.), Наманганская. — 8,1 тыс. (2,7 тыс.) и Андижанская — 7,2 тыс. (2,3 тыс.) области.
Вместе с тем, на фоне остановки продаж Spark, Nexia, Cobalt и Lacetti, — на вторичном рынке растут цены. Подержанные автомобили стоят на 2-7 тысяч долларов дороже, чем новые в автосалоне.