BYD в Узбекистане получает огромные льготы, которые в 8 раз больше прямых налогов

BYD Uzbekistan Factory получил льготы на 274,4 млрд. сумов - это в 8 раз больше, чем прямые налоги завода. В пересчете на продажи: на каждый официально проданный автомобиль BYD в Узбекистане приходится более 40 млн. сумов льгот.

BYD Uzbekistan Factory, где летом началась «сборка» гибридов и электромобилей оказалось в центре неприятной истории. Компания обиделась на блогеров, которые сравнили производство автомобилей с шаурмой. В ответ было выпущено заявление, направленное на то, чтобы убедить общественность в значительном вкладе завода BYD в бюджет Узбекистана.

Однако, если внимательно проанализировать цифры, становится ясно, что льготы, предоставленные компании, значительно превышают ее налоговую нагрузку. Но давайте разберемся по порядку.

За полгода BYD Uzbekistan Factory получил таможенные льготы в размере около 40 млн сумов на каждый проданный автомобиль

Недавнее заявление BYD Uzbekistan Factory гласит, что компания за первые шесть месяцев 2024 года уплатила в бюджет более 366,6 миллиардов сумов налогов. Впечатляющая цифра? Только на первый взгляд.

В качестве особенного достижения BYD приводит уплату в бюджет налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 332,1 миллиарда сумов.

Но, дело в том, что НДС это косвенный налог, который не является прямой нагрузкой для компании, а, по сути, представляет собой деньги, собранные с конечных потребителей. То есть, это не завод BYD заплатил эти деньги — а простые покупатели.

Из реальных налогов BYD указывает 30,1 миллиарда сумов налога на прибыль, 2,2 миллиарда налога на доходы физических лиц и 2,2 миллиарда единого социального платежа.

Итак, за полгода реальная налоговая нагрузка BYD составляет всего 34,5 миллиарда сумов, что на фоне товарооборота компании в 1,7 триллиона сумов выглядит довольно скромно — всего 2%.

Теперь давайте добавим сюда другую важную цифру: таможенные льготы. За этот же период BYD Uzbekistan Factory получил таможенные преференции на 274,4 миллиарда сумов. Это почти в восемь раз больше, чем сумма прямых налогов, уплаченных компанией. То есть, компания не просто получила льготы — она получила их в объемах, которые многократно превышают ее прямую налоговую нагрузку.

В этом контексте, действительно, продажа шаурмы приносит больше прямых налогов и влечет большую налоговую нагрузку на бизнес: Evos, узбекский Макдональдс, за тот же период уплатила практически тот же объем налогов. И это при том, что оборот Evos составил всего 330 миллиардов сумов, тогда как оборот BYD составил 1,7 триллиона сумов.

Таким образом, если рассматривать налоговую нагрузку в процентах от оборота, Evos платит около 8%, в то время как BYD — 2%. Вот только Evos не лоббирует запретительные таможенные пошлины и не получает льготы, которые в 8 раз превышают налоговую нагрузку.

Стоит также отметить, что объем «производства» BYD в Узбекистане включают в себя импорт по схеме CBU (Completely built-up — полностью собранные единицы). И, несмотря на таможенные льготы, которые компания получила, за единственным исключением, автомобили BYD, представленные у официальных дилеров, стоят на 3-5 тысяч долларов дороже, чем аналогичные модели, привезенные через параллельный импорт.

BYD продолжает продавать местные электромобили дороже, чем импортные

Конечно, при официальной покупке предлагаются и дополнительные опции: гарантия 8 лет на батарею, мультимедиа система на русском и узбекском языках, управление автомобилем с телефона. Но стоят ли эти опции переплаты в несколько тысяч долларов?

Примером может служить модель BYD Song Plus CHAMPION. У официальных дилеров ее цена в полной комплектации составляет 430 миллионов сумов, в то время как в неофициальных автосалонах китайскую версию этой же модели можно приобрести за 370 миллионов сумов. И это с учетом того, что неофициальные импортеры уплачивают НДС, утилизационный сбор, а также несут расходы на сертификацию и транспортировку.

Автомобили BYD узбекского производства будут стоить дешевле импортных

Возникает вопрос: Как можно говорить об особенном «вкладе в бюджет», если автомобили, произведенные с такими преференциями, стоят дороже тех, что были ввезены без льгот? Тем более, что большая часть платежей в бюджет приходится именно на НДС, который платят и частные импортеры тоже.

Exit mobile version