Утильсбор для электромобилей повышен в 4 раза. Кто от этого выиграет?
Официальный дилер BYD в Узбекистане не будет платить утильсбор, и только выиграет от повышенных пошлин.
Кабинет министров Узбекистана 31 января 2025 года, без общественного обсуждения, принял постановление, которое приведет к повышению цен на дешевые электромобили из Китая.
Решением правительства повышается утилизационный сбор, который оплачивают частные импортеры и серые дилеры.
Местный производитель BYD утилизационный сбор не платит, и все равно продает свои автомобили на 15%-20% дороже, чем привозят частники из Китая.
Решение правительства носит избирательный характер — повышенным утильсбором не облагаются PHEV гибридные автомобили.
Kia присоединилась к BYD в лоббировании запрета на импорт электромобилей
Решение Кабмина носит избирательный характер — повышенным утильсбором не облагаются PHEV гибридные автомобили.
А значит, главными бенефициарами нетарифных барьеров, от которых не спасет вступление в ВТО станут BYD Factory Uzbekistan, ADM Jizzakh и другие «автопроизводители».
BYD утилизационный сбор не платит, и все равно продает свои автомобили на 20% дороже, чем привозят частники из Китая.
Интересно, что будет дальше?…
Зачем нужен утилизационный сбор
Очевидно, что утилизационный сбор — это не что иное, как инструмент нетарифного регулирования, который никакого отношения к экологии не имеет. Вместо того чтобы создать прозрачную и доступную инфраструктуру утилизации, решили просто обложить народ дополнительным налогом в пользу официальных «производителей»-импортеров.
Вопрос: на чьём балансе окажутся эти миллионы, и какие реальные утилизационные мощности за них будут построены? Или деньги просто растворятся в бюрократических дебрях? О том, как будет работать система утилизации аккумуляторных батарей к апрелю должны дать ответ Минфин и Мининноваций.
Напомним, утильсбор изобрели для обхода правил Всемирной торговой организации: при вступлении в ВТО снижаются таможенные пошлины, а правительства, которые не хотят открывать свой рынок вводят дополнительные ограничения, которые не подпадают под регулирование ВТО,
Например, в России утильсбор на автомобили был введен в 2012 году после вступления в ВТО. Формально он объяснялся заботой об экологии, но фактически стал инструментом защиты АвтоВАЗа и других отечественных производителей от конкуренции с импортными машинами. Сбор делал иностранные авто дороже, а российские компании получали компенсации.
При этом реальная утилизация отходов от автомобилей и другой техники остается слабо развитой, а собранные деньги часто тратятся на другие цели. Поэтому экологический аргумент звучит красиво, но в реальности это больше экономическая мера в пользу государства и бизнеса.