Законы дороги. Негласные ПДД

Неписанные правила дорожного движения, которые помогут вам понять, что происходит на дороге,  и как себя вести различных ситуациях.

Световое «общение» и звуковые сигналы

Если вас пропустили, моргните «аварийкой», что в данном случае будет обозначать «спасибо».

Если вы случайно кого-то «подрезали», моргните аварийной сигнализацией, что обозначает извинение.

Если на встречной полосе вы заметили препятствие, которое может привести к дорожно-транспортному происшествию, переключая ближний свет на дальний, вы предупредите водителей, движущихся вам навстречу, о необходимости снизить скорость.

Если вы заметили, что в соседней машине плохо закрыта дверь, приоткрыт багажник, спущено колесо или есть любые другие технические неисправности, поравняйтесь с автомобилем, посигнальте и укажите на поломку жестом руки.

  1. Сжимая и разжимая кулак — забыли выключить указатель поворота или не горят фары/фонари (или наоборот — горят фары днем. Почему-то некоторые водители считают ходовые огни или включенные днем фары нарушениями ПДД).
  2. Кистью руки показывают круг и указывают вниз — спустила шина.
  3. Хлопок по воздуху — не закрыта крышка багажника автомобиля.
  4. Указание рукой в сторону машины — не закрыта дверь или что-то зажато в проёме.
  5. Взмах рукой в сторону обочины — неисправность автомобиля, лучше остановиться.
  6. Раскрытая ладонь — знак благодарности.

Если вы движетесь в крайнем левом ряду, и вам моргают фарами сзади идущие автомобили, по возможности перестройтесь в правый ряд.

Всегда включайте указатели поворота при совершении манёвра: обгон, перестроение в другой ряд, поворот и т. п., даже если вам кажется, что на дороге позади вас никого нет. Совершение манёвров без использования указателей поворота выражает неуважение к другим участникам дорожного движения и, кроме того, провоцирует ДТП. Например, вы можете не заметить автомобиль, находящийся в «мёртвой зоне», и, «подрезав» его, создадите аварийную ситуацию. Кроме того, не забывайте, что пешеходы и велосипедисты тоже ориентируются на дороге по вашим «поворотникам»!

Подавайте звуковой сигнал только тогда, когда это помогает предотвратить аварийную ситуацию.

Например:

• неожиданное появление пешехода на близком расстоянии от вашего автомобиля — в этом случае вы непременно обязаны применить сигнал;

• для предупреждения других участников движения о возможном наезде на них или столкновении.

Звуковой сигнал никогда не следует подавать, чтобы вызвать кого-то из дома; требовать, чтобы открыли ворота, или ускорить движение другого участника движения, если он задерживается при выполнении манёвра.

При быстрой езде, движении утром или вечером, а также по горным дорогам, когда солнце светит вам в спину, включите ближний свет фар. Это поможет идентифицировать ваш автомобиль на дороге.

Принципы безопасного движения

Действия любого водителя должны быть понятны и предсказуемы для окружающих. Безукоризненное поведение — наилучший способ избежать стрессовых ситуаций на дороге.

Самая безопасная скорость движения автомобиля — это скорость движения потока.

Всегда старайтесь выехать из дома на 15 минут раньше, чем обычно. Это позволит вам гораздо меньше суетиться на дороге. Ведь именно суета часто становится основной причиной большинства ДТП.

Если вы устали, то лучше отказаться от поездки и как следует отдохнуть. В случаях, когда обстоятельства зовут в путь немедленно, а за рулем вы почувствовали сонливость, не пытайтесь ее перебороть, а остановитесь в безопасном месте (желательно, на стоянке по пути следования) и постарайтесь поспать не менее 2-х часов. Помните, что ничего не стоит уснуть за рулем уставшему водителю: такой «сон» может продолжаться всего пару секунд, но он часто становится фатальным. Также перед поездкой желательно отказаться от принятия пищи, переваривание которой неизбежно вызывает сонливость.

Если вы долго не сидели за рулём, вы теряете навыки, например, чувство габаритов автомобиля, безопасной дистанции и информативность педалей. Для восстановления ощущений необходимо быть предельно осторожными в первые 3–4 часа движения.

Не забывайте, что дорога может быть скользкой не только в снег и в дождь, но и в сильную жару. При высоких температурах асфальт выделяет смолы, которые снижают коэффициент сцепления колёс вашего автомобиля с дорогой. Так же и осенью, когда автострады, городские улицы и трассы покрываются опавшей листвой.

Если участок шоссе сверху присыпан мелким гравием, то велика вероятность попадания камней в лобовое стекло. При таком дорожном покрытии необходимо перестроиться вправо и максимально снизить скорость. Вылетевший из-под колеса камень способен пролететь до 300 метров.

Необходимо помнить, что глаза очень напрягаются, если перед ними что-то постоянно мельтешит, и быстро устают. А ночью, в свете встречных фар, это актуально вдвойне. Поэтому, если вы собрались в дальнюю дорогу, необходимо протереть от загрязнений лобовое и заднее стекла, оба передних боковых стекла и все зеркала. Кроме того, лобовое стекло следует также вытереть изнутри.

В ясную погоду, перемещаясь на большой скорости, будьте особенно бдительны, въезжая в тоннель. Учитывайте, что разница в степени освещенности на улице и в тоннеле очень велика, и глаз не имеет физической возможности так быстро адаптироваться к новому освещению. Ему нужно до 3-х секунд, чтобы различить предметы, внезапно появившиеся в поле зрения.

При движении по городским улицам желательно, чтобы колёса вашего автомобиля как можно реже оказывались на трамвайных рельсах: они не только увеличивают длину тормозного пути, но и являются местом скопления различного мусора, который может повредить покрышки вашего автомобиля.

Не кладите предметы под сиденье водителя. Например, небольшая бутылка воды может перекатиться под педаль тормоза и заблокировать ее.

Не вешайте на лобовое зеркало различные «висюльки» — брелоки, игрушки и т. д. Они притупляют боковое зрение, а на дороге следует быть внимательным, замечать все происходящее вокруг и быстро реагировать в различного рода ситуациях.

Не возите на задней полке различные предметы. При столкновении либо резком торможении они могут соскользнуть и ударить сидящих в салоне автомобиля.

Не заклеивайте задние фары автомобиля тонировочной плёнкой. Во-первых, они тускнеют. Во-вторых, перестают отражать свет фар движущегося за вами автомобиля. Таким образом, ваши маневры станут менее очевидны для едущей позади машины, а это грозит аварийной ситуацией.

При резком маневрировании, когда на автомобиль влияют центробежные силы, пристёгнутые ремни фиксируют водителя в положении, которое позволяет адекватно реагировать в экстремальной ситуации. Кроме того, помните: во многих современных автомобилях подушки безопасности срабатывают только тогда, когда водитель и пассажир пристёгнуты.

Усадив детей на заднее сиденье автомобиля, передвиньте рычажки на торце задних дверей в положение «Lock», — тогда ваши юные пассажиры, балуясь во время движения, не смогут открыть дверцы изнутри.

Для детей младшего возраста необходимо приобрести специальное детское кресло, которое надежно удерживает ребенка на месте при вынужденных резких манёврах и экстренном торможении.

Интервал, дистанция, встречный разъезд

При движении соблюдайте дистанцию безопасности — «не подпирайте бампером» впереди идущий автомобиль.

Для определения дистанции безопасности необходимо выехать на тренировочную площадку и несколько раз затормозить на различной скорости: на 60-80-100 км/ч, чтобы реально представлять длину тормозного пути вашего автомобиля.

Плюс к этой величине необходимо добавить время на реакцию водителя. Способность к реакции при изменении дорожной обстановки является одним из самых важных качеств водителя. Временем реакции называется промежуток времени от момента появления зрительного или слухового сигнала об изменившейся обстановке до соответствующего ответного действия водителя, например, до нажатия на тормозную педаль или поворота руля.

Реакция у различных людей неодинакова. Например, время одной из важнейших реакций — торможения — у большинства водителей лежит в пределах от 0,5 до 2,0 секунд.

Разумеется, желательно, чтобы время реакции было как можно меньше, потому что торможение автомобиля фактически начинается только по истечении этого времени.

Если, например, автомобиль движется со скоростью 80 км/ч, то за 1 сек. проходит 22,2 м. Следовательно, если время реакции водителя равно 1 сек., то на протяжении 22,2 м тормоза автомобиля даже не будут приведены в действие! А если время реакции составляет 1,5 сек., то это значит, что торможение начинается только через 33,3 м после того, как водитель увидел на дороге препятствие.

Таким образом, ценность всего лишь одной десятой доли секунды в этом примере — 2,22 м движения автомобиля. Если вспомнить, что многие дорожно-транспортные происшествия происходят только потому, что автомобилю не хватило для полной остановки буквально одного метра, то ценность этой доли секунды становится весомой. Для ориентировки приводим данные по величине пути, проходимого автомобилем за время реакции водителя.

Пропустите машины, которые объезжают препятствие

Вы подъехали к месту, где на одной из полос затруднено движение (дорожные работы, поломка авто, ДТП и т. д.). Пропустите машину, которая вынужденно перестраивается в «ваш ряд», а затем проезжайте сами — и так через одну машину: слева, справа, слева, справа. Замечено, что при соблюдении этого правила «хорошего тона», времени в «тянучке» вы проведёте намного меньше.

Если вы поднимаетесь вверх по склону, не останавливайтесь слишком близко к впереди идущему автомобилю. Даже опытный водитель в начале движения откатится назад.

10 признаков того, что грандиозные водительские достижения у вас впереди

10. У вас есть именное место на парковке… штрафников.

9. Вы проводите слишком много времени, вычищая шерсть из решётки радиатора.

8. ГАИшники обращают на вас больше внимания, чем на хорошеньких девушек.

7. После 10-ти минут в вашей машине пассажиры начинают рассуждать о прелести пеших прогулок.

6. Вы видите больше средних пальцев, чем мастер маникюра.

5. Инструкторы вождения в вашем районе знают наизусть дату вашего рождения, домашний адрес и телефон.

4. Кроме того, они подумывают о том, чтобы назвать школу в вашу честь.

3. Члены вашей семьи разметили белой краской все «проблемные» участки во дворе.

2. Вы паркуетесь рядом с забором с точностью снайпера… так, что пассажир не может выйти.

1. И каждый раз, когда звонит ваш мобильный телефон, вы роняете его в чашку с кофе, при этом заливаете портативный телевизор и попадаете себе в глаз кисточкой для туши.

Обгон

Обгон — сложный манёвр. Поэтому, начиная совершать обгон, просчитайте все свои действия вплоть до завершения манёвра.

Если вы не собираетесь обгонять автомобиль, не приближайтесь к нему слишком близко. Этим вы дадите другим машинам спокойно обогнать вас и впереди идущий автомобиль.

При завершении обгона не притормаживайте перед тем автомобилем, который обогнали.

Если впереди идущая машина пошла на обгон, не спешите занимать ее место. В случае, если водитель не успеет завершить маневр, он может вернуться назад.

Не ускоряйтесь, когда вас обгоняют. Лучше оставьте впереди себя место для автомобиля, совершающего обгон.

Если дорога позволяет, «пододвиньтесь» вправо, когда вас обгоняют. Это облегчит манёвр обгоняющей машине.

Не полагайтесь при обгоне только на зеркала, так как у них есть «мертвые зоны».

Прежде чем обгонять автомобиль, особенно длинномер, на подъеме с выездом на встречную полосу, убедитесь, что для завершения манёвра вам не придется прибегать к экстренному торможению либо стремительно вклиниваться снова в свой ряд. Потеря тяги для грузового автомобиля на подъеме очень нежелательна. Кроме того, адекватно оценивайте дистанцию до автомобиля, движущегося по «встречке». Не забывайте, что у транспортного средства, которое движется вниз, тормозной путь увеличивается прямо пропорционально к крутизне склона.

Если перед перекрестком вы видите длинномер в среднем правом ряду с включенным указателем поворота, не пытайтесь его обогнать с той стороны, куда он планирует поворачивать. Помните, что фуре, троллейбусу, автобусу или авто с прицепом для поворота требуется намного больший радиус.

Пересечение поворотов и перекрёстков

В ожидании поворота на перекрестке держите колеса прямо. Выворачивать их необходимо только при движении в поворот. В случае, если вас «подтолкнут» сзади, вы поедете прямо, а не будете выкинуты на встречную полосу.

На трёхполосной дороге старайтесь не занимать правый ряд перед светофором со стрелкой. Загромождая правую полосу, вы выигрываете 10 секунд, но не даете возможности проехать нескольким автомобилям.

Подъезжая к закрытому повороту или неосвещённому перекрёстку в тёмное время суток, моргните пару раз дальним светом. Встречный транспорт будет знать, что кто-то движется по направлению к нему, автоматически сбросит скорость и сделает амплитуду поворота по меньшему радиусу.

Если вы подъезжаете на большой скорости к закрытому участку дороги, например, к повороту, и видите, как из него медленно выезжает какой-нибудь тяжелый грузовик, немедленно сбросьте скорость. Наверняка найдется какой-нибудь водитель-лихач, которому надоело за ним «тащиться».

Пробки

В пробке сильно не разгоняйтесь. Даже если впереди стоящий автомобиль начал интенсивно набирать скорость, в ближайшее время он остановится, а вы можете не успеть. Именно так происходит 90 % аварий в пробках.

Не выезжайте на перекресток, забитый автомобилями, или за которым образовалась пробка. Вам не удастся его пересечь быстрее, чем хотелось бы, но вы перекроете движение остальному транспорту.

В пробке всегда кажется, что в соседних рядах движение идет быстрее. Такое представление в 90 % случаев ошибочно. Не съезжайте без надобности со своей полосы, — это только создаст дополнительную суету на дороге.

При движении в плотном потоке транспорта тормозите аккуратно и плавно. Постарайтесь слегка прижать педаль тормоза, чтобы мигнуть стоп-сигналами едущему следом автомобилю, предупредив его о последующем торможении.

Если мотор перегревается, а вы стоите в пробке, необходимо открыть настежь окна и включить обогрев на полную мощность. Радиатор, в свою очередь, заберет тепло от двигателя, но отдаст его в салон. Лучше немного потерпеть жару, чем стоять с поднятым капотом, блокируя полосу.

Улыбнитесь водителю соседней машины. Настроение поднимется и у вас, и у него.

Остановка, парковка и выезд из дворов

Оставляя машину где-то, даже на короткое время, делайте это так, чтобы она не загораживала проезд другим участникам движения и не помешала выезду с места парковки другим машинам.

Кроме того, старайтесь занимать место экономнее. Не забывайте, что, кроме вас, паркуются и другие.

При возможности следует парковать автомобиль задним ходом. Этим вы облегчите себе выезд с парковки.

Если в плотный поток автомобилей пытается вклиниться машина, выезжающая, к примеру, из двора, со стоянки или парковки супермаркета, притормозите и пропустите ее. Чтобы водитель правильно понял ваши намерения, покажите ему рукой, что вы его пропускаете.

Зимой не паркуйтесь впритирку к другим автомобилям. Если при выезде вас занесёт, ДТП избежать практически невозможно.

Тормоза придумали трусы

Автомобиль способен изменить направление движения только в том случае, если у него не заблокированы управляемые колёса. Учитывайте это, выжимая тормоза.

Не пересекайте ямы на зажатых тормозах. Удар, как правило, в несколько раз сильнее, чем если бы вы продолжали движение накатом.

Например, для безопасного проезда через «лежачего полицейского» или другой выступ на дороге — притормозите заранее, а непосредственно перед ним отпустите педаль тормоза. Автомобиль сначала слегка клюнет носом, а затем на про-тивофазе легко преодолеет это препятствие.

Если вы не можете полноценно оценить крутизну поворота, притормозите перед ним.

Если вы управляете легковым транспортным средством, а за вами движется крупногабаритное авто, резко не тормозите. Тормозной путь грузовика гораздо длиннее вашего.

На трассе, при остановке жестом работника ГАИ, не тормозите резко, останавливайтесь со всеми мерами предосторожности, чтобы не создать аварийную ситуацию.

Если вы «нафаршировали» двигатель, не забывайте улучшить тормозную систему вашего автомобиля: «старая» тормозная система, вполне вероятно, не может удовлетворять в торможении новый мощный двигатель.

Движение в тёмное время суток

Включайте ближний свет еще до наступления ночи. Опасным для себя и других становится тот, кто едет в сумерках в неосвещенном автомобиле.

Ночью, когда на встречной машине различаешь свет от обеих фар, до неё остается 300–400 метров.

Если автомобиль не имеет автоматической регулировки фар или «умной» подвески, следящей за положением кузова над дорогой, перед ночной поездкой отрегулируйте свет самостоятельно. При одном пассажире на заднем сиденье поставьте регулятор гидрокорректора на цифру «1». Если там устроились два человека — на «2». При загруженном багажнике выставляйте «3».

Не слепите водителей в зеркала заднего видения: выключайте дальний свет, когда «садитесь на хвост» впереди идущему автомобилю. Истинные джентльмены в таких случаях вообще ставят регулятор на «3» (то есть максимально опускают вниз лучи света).

Если на трассе в тёмное время суток вы видите, что автомобиль, который движется по встречной полосе, не выключает дальний свет фар, помигайте ему несколько раз, переключая дальний и ближний свет, — возможно, водитель потерял бдительность.

Если в тёмное время суток за вами движется автомобиль с не отрегулированным ближним светом фар или забывчивый водитель с включенным дальним, любитель ксенона, не предусмотренного конструкцией автомобиля, и слепит вас в зеркала заднего вида — просигнализируйте ему задними противотуманными фонарями или аварийной сигнализацией о необходимости переключить дальний свет на ближний.

При выполнении обгона в тёмное время суток не включайте дальний свет фар до того момента, пока ваш автомобиль не поравняется с автомобилем, который вы обгоняете.

Даже если вы и идущий вам навстречу автомобиль переключились на ближний свет, на узкой дороге короткого ослепления все равно не избежать. Долю мгновения вы едете вслепую. Поэтому перед разъездом перенесите ногу с акселератора на тормоз, — такая мера при внезапной опасности уменьшит время реакции на торможение. Кроме того, в момент встречи стоит держаться справа, чтобы снизить вероятность случайного столкновения.

Подъезжая к подъему, помните, что если на его вершине появится встречный автомобиль, он неминуемо ослепит вас даже ближним светом (правильно отрегулированные фары светят чуть вниз). Будьте к этому готовы. И перед спуском помните, что вы аналогичным образом слепите других водителей.

Особое внимание в тёмное время суток следует уделять чистоте ветрового стекла. Раз в месяц мойте его с обеих сторон до «хрустальной» чистоты. Масляные разводы и легкий налет грязи, абсолютно невидимые днем, ночью преломляют свет встречных автомобилей в слепящие «туманности» — иногда до полной потери видимости.

Если вас ослепило встречное транспортное средство, вам необходимо, не меняя направления движения (рядности), плавно притормозить и включить аварийную сигнализацию.

Включайте противотуманные фонари только при наступлении тумана. Свет мощных «противотуманок» ослепляет встречные автомобили порой больше, чем свет дальних фар.

Если вам навстречу двигается одна фара, это может быть что угодно: нормальный мотоциклист, ненормальный автомобилист. Заранее принимайте наихудший вариант: ненормальный пьяный автомобилист. Одну-единственную фару считайте его ПРАВОЙ фарой. Поэтому готовьтесь свернуть на обочину.

Остерегайтесь ночных грузовиков: их истинные размеры не всегда совпадают с обозначенными габаритными огнями. Грузовик способен на несколько метров «удлинять» или даже «расширять» какой-нибудь выступающий полуторатонный швеллер.

Если ночью вы передвигаетесь по незнакомой дороге, каждый поворот воспринимайте как опасный. Ночь сокращает угол зрения и точность восприятия, и вираж может оказаться круче, с худшим покрытием или с валяющейся посередине старой покрышкой. Словом, скорость должна быть такой, чтобы в последний момент не хвататься за голову: «И зачем я гнал?»

Движение в дождь и пересечение водных препятствий

Если вам нужно вовремя успеть в пункт назначения, а на улице льет как из ведра — лучше выехать заранее. Учтите, что скорость автомобильного потока в дождь в среднем составляет 40–50 км/ч.

В первые 10 минут после начала дождя будьте особенно внимательными. В сухую погоду дорога покрывается пленкой из пыли и масла, вытекшего из проезжающих по ней транспортных средств. А когда начинается дождь, плёнка размокает и делает дорогу чрезвычайно скользкой.

В дождливую погоду торможение необходимо начинать гораздо раньше, чем обычно — плавным нажатием на педаль тормоза. Раннее торможение позволит водителю, следующему за вами, увидеть, что вы собираетесь остановиться, и тоже сбросить скорость.

Одновременно с дворниками включайте и ближний свет. В дождь или в мокрый снег видимость значительно ухудшается, и включенные фары дают возможность другим участникам дорожного движения различить ваш автомобиль.

В дождь лучше держаться подальше от автобусов и грузовиков, из-под колес которых летит достаточно много грязи. Попав на лобовое стекло автомобиля, она способна полностью лишить водителя обзора.

Если дождь настолько сильный, что вы теряете из виду автомобиль, движущийся перед вами, припаркуйтесь как можно глубже на обочине, включите аварийную сигнализацию и переждите стихию.

Каждая крупная лужа может таить в себе несколько опасностей.

Во-первых, вода нередко скрывает изъяны проезжей части. Под водой могут быть камни, кирпичи и другие предметы. Во-вторых, слой воды на дороге сам по себе представляет серьезное препятствие для машины. Может возникнуть эффект аквапланирования, т. е. колесо не успевает вытеснять из-под себя всю воду и, следовательно, машина теряет управление. Особенно опасно, когда автомобиль на высокой скорости въезжает в воду колесами одного борта: его может занести в сторону борта, въехавшего в лужу. В-третьих, вода может на время вывести из строя узлы или повредить агрегаты автомобиля.

Проехав по луже и намочив тормозные колодки, вы сможете просушить их, слегка притормозив несколько раз.

Если вы заскользили по воде, не паникуйте, не добавляйте газу, резко не тормозите и не выворачивайте руль — машина может уйти в занос. Уберите ногу с педали газа, подождите, пока авто замедлится и снова найдет контакт с дорогой.

Преодолевать затопленные участки дороги необходимо на очень маленькой скорости и с учётом особенностей автомобиля. У некоторых автомобилей вода может достаточно легко попасть в двигатель через систему фильтрации воздуха. В таком случае двигатель получает гидроудар.

Если ремень привода генератора намок, вы услышите характерный писк под капотом. В таком случае необходимо пару раз надавить на педаль газа и, если писк не пропал, остановиться и подождать, пока ремень привода просохнет.

Движение в туман

Перед началом движения протрите все фары и габаритные фонари автомобиля от грязи. Освещенность дороги и видимость машины другими транспортными средствами критична в тумане.

В зависимости от плотности тумана снижайте скорость вплоть до полной остановки. Но не забывайте следить за едущими за вами автомобилями, для которых ваша машина также плохо различима.

В тумане расстояние до предметов кажется в два раза дальше, чем в действительности. Поэтому при передвижении в тумане следует снизить скорость, включить подфарники или противотуманные фонари и постараться обойтись без обгонов, а самое главное — увеличить интервалы.

Движение в зимнее время года

Зимнее вождение требует от водителя особых навыков в управлении автомобилем на скользкой поверхности. Поэтому, по возможности, прежде чем выехать на зимние дороги, пройдите курс обучения зимнему вождению.

У водителей-профессионалов нет такого понятия, как всесезонная резина. Есть либо зимняя, либо летняя, которая установлена на всех четырёх колесах, независимо от привода.

В сильные морозы лед «удерживает» шину лучше, потому что он меньше подтаивает под протектором. Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда.

Одну и ту же нешипованную шину лучше «держит» шершавый лед, хуже — гладкий, еще хуже бугристый, как булыжная мостовая.

Опасно заблуждение некоторых автолюбителей, будто шина с крупным «внедорожным» рисунком протектора (в том числе специальная зимняя) хороша на льду. На скользком покрытии лучше «держат» шины с мелкорасчлененным, насыщенным рисунком протектора.

На чистом льду глубина протектора не имеет большого значения: если блокированы хотя бы передние колеса, автомобиль неуправляем!

Шипованые колеса повышают проходимость любого автомобиля в тяжелых условиях, но на чистом асфальте шипы процентов на 20 увеличивают тормозной путь вашего автомобиля.

На скользком покрытии эффективно применять торможение двигателем, поскольку блокированное (некатящееся) колесо на льду неуправляемо. Торможение двигателем позволяет не только увеличить сцепление колёс с поверхностью дороги, но и избежать такого опасного явления, как юз.

Тормозить двигателем рекомендуется в такой последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление. Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой.

В зимнее время любой автомобиль, вне зависимости от типа привода, может изменить направление движения вопреки вашему желанию. Это происходит при резком нажатии или сбрасывании педали газа, а также при слишком быстрой работе с рулем.

Если быстро повернуть руль, автомобиль будет двигаться в прежнем направлении — в контакте шин с дорогой происходит срыв в скольжении. Особенно это заметно, когда руль поворачивается на большой угол. Если совершать манёвры медленно, плавно и без резких движений, машина, следуя за рулем, слушается управления.

Для того чтобы справиться с заносом, необходимо выворачивать руль в сторону заноса, независимо от типа привода.

Если вы не можете выехать на горку по раскатанному снегу, обратите внимание на обочину. Обычно снег там не прикатан, и вы вполне сможете по нему выбраться наверх, так как сцепление с дорогой будет лучше.

На заднем приводе на горку выезжать гораздо легче, чем на переднем. Машина приседает при старте, нагрузка на заднюю ось увеличивается и, соответственно, уменьшается вероятность пробуксовки. А если у вас автомобиль с передним приводом, то выезжать на горку лучше задним ходом.

При гололеде двигаться в левом ряду очень опасно. Если встречную машину занесет, вы уже ничего не сможете сделать. Старайтесь держаться ближе к обочине. Там безопаснее, да и рыхлый снег гораздо лучше держит автомобиль на дороге.

На скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Если вы движетесь со скоростью 30 км/ч, то расстояние до идущего впереди автомобиля должно быть 60 м.

Приближаясь к перекрестку, притормаживай заранее: часто непосредственно перед ним может быть снежный накат или гололед.

Использование снежного вала для торможения себя оправдывает до середины зимы, когда снег еще не слежался — въехавший в него автомобиль практически не страдает. В снегу машина останавливается очень быстро — при этом силы инерции, как правило, разворачивают ее поперек дороги.

В зимний период при небольших температурах будьте внимательнее при въезде на мосты и эстакады: в этих местах из-за двухстороннего промерзания конструкций часто бывает гололед.

Если снег идет в относительно теплую погоду, а на дороге — мокрая каша, на заднеприводном автомобиле ехать сложнее. Даже с отличным протектором, широкие, низкопрофильные радиальные шины могут подвести. Их большое пятно контакта часто не продавливает слой снега и не обеспечивает сцепку. Автомобиль может оказаться неуправляемым. Слой спрессованного шиной снега легко сдвигается, едва вы попытаетесь затормозить или повернуть.

У владельца переднеприводной машины велико искушение ехать быстро, даже по льду она легко управляется — в отличие от заднеприводной, которая и на невысоких скоростях начинает «плавать». Стоит помнить, что переднеприводная машина послушна, пока передние колеса создают тяговую силу. Проходя скользкий поворот на переднеприводном автомобиле, сбрасывать газ не рекомендуется.

Если вы стартуете на льду, то давить на газ, ожидая, когда шины зацепятся за «твердь», бесполезно. Первый оборот колеса должен быть без пробуксовки. Помочь может трогание «внатяг», выполняемое за счет задержки включения (пробуксовки) сцепления. При этом необходимо следить, чтобы передние колеса обязательно были выровнены, поскольку даже малейший угол поворота колес тормозит машину и провоцирует пробуксовку.

Если началась пробуксовка, колесо быстро разогревает снег или лед и между ним и дорогой образуется прослойка воды, мешающая зацеплению. Чаще всего не удается использовать возможности и другого ведущего колеса, которое вроде бы не буксует. Дифференциал выключает его, передавая всю мощность на буксующее колесо.

Устранить допущенную пробуксовку желательно повторным троганием с места (выключением и включением сцепления).

Можно использовать следующие приемы:

• включить повышенную передачу (2-ю, 3-ю), чтобы уменьшить начальную тягу и избежать пробуксовки;

• трогаться, подтянув наполовину стояночный тормоз (этот способ годится и для автоматической коробки передач);

• трогание осуществлять осторожным и многократным включением сцепления при минимальной частоте вращения двигателя;

• при достижении средних оборотов одновременно отпускать обе педали (сцепления и газа).

Включать высшую передачу следует раньше, чтобы не допустить передачи на колеса излишней тяги.

Зимой, в ясный день в горной местности, перед въездом в тень горы будьте аккуратнее — опасность в том, что на этом участке дорога на 100 % подморожена, а на солнце она оттаивает.

При поломке обогрева в зимнее время стекла очень быстро обмерзают: резко падает видимость, а это прямой путь к аварии. В такой ситуации необходимо протереть все стекла вашего автомобиля с внутренней стороны обычной поваренной солью. Они не будут обмерзать, и можно достаточно спокойно доехать до гаража.

Чтобы без проблем завести двигатель автомобиля в сильный мороз, необходимо с вечера забрать аккумулятор в тёплое место.

Если у вас в бачке омывателя лобового стекла закончилась зимняя омывающая жидкость, можете залить в него бутылку водки, которая не замерзнет.

Возите с собой цепи — это поможет вам выехать из сугроба. Но как только резина коснется асфальта, цепи необходимо снять.

Зимой всегда возите с собой небольшую ручную лебёдку.

Никто не знает, в каком сугробе или на каком дорожном покрытии застрянет ваш автомобиль.

Движение в горах
На затяжных спусках необходимо включать пониженную передачу, а с автоматической коробкой передач — не набирать большую скорость. Применять только плавное торможение, не сильно блокируя колёса. Иначе колодки нагреваются, и эффективность торможения резко падает.

При отказе тормозов в горной местности необходимо максимально понизить скорость и поставить автомобиль на заднюю передачу поперёк дороги в улавливателе.

На узких горных серпантинах из-за частых закрытых поворотов, как правило, длительное время не удается обогнать крупногабаритные автомобили, так как они закрывают обзор встречной полосы. В том случае, если дорога впереди пуста и обгон возможен, водитель фуры включает правый поворот.

Если же загорается левый поворот, то обгон сейчас невозможен — по причине движения встречного транспорта.

При парковке машины на крутом подъеме выверните ведущие колеса таким образом, чтобы в случае самопроизвольного движения автомобиль уперся в бордюр.

Подъемы на горных дорогах отличаются большей протяженностью, поэтому на особо крутых склонах рекомендуется с самого начала включать ту низшую передачу, которой «хватит» до самой вершины. Как правило, это третья или вторая ступень. Вынужденное переключение непосредственно на крутом подъеме грозит потерей оборотов и скорости, вплоть до полной остановки.

Двухколёсные участники дорожного движения

Не ограничивайте двухколесное транспортное средство в пространстве для совершения манёвров.

Как правило, в комплектацию велосипеда не входят зеркала заднего вида; отсутствие обзорности также затрудняет контроль динамичного потока автомобилей. Поэтому необходимо быть особенно внимательным к жестам, которые демонстрирует велосипедист, а если он начал манёвр и не заметил вас, необходимо притормозить.

Двухколесные транспортные средства наклоняются при поворотах. Чем круче поворот и выше скорость, тем сильнее наклон. Чтобы повернуть с радиусом 4 м на скорости 20 км/ч, нужно наклониться на 45 градусов. Если водитель мотоцикла, мопеда или велосипеда вынужден резко тормозить при прохождении виража и не может одновременно повернуть руль еще сильнее, — он упадет. Помните об этом и «не притирайте» двухколесное транспортное средство к бровке.

Если велосипедист подал сигнал о перестроении налево, притормозите и проявите немного терпения, — без веских причин двухколесные транспортные средства не совершают такого манёвра: при определённых обстоятельствах, для продолжения движения прямо, просто необходимо перестроиться в левый ряд.

Если вы едете в правом ряду и желаете подвезти пассажира, «голосующего» у обочины дороги, перед манёвром необходимо взглянуть в правое зеркало, включить поворот и лишь затем остановиться. Даже в такой, казалось бы, простой ситуации у вас может быть помеха справа — двухколёсный участник дорожного движения. Если вы увидели велосипедиста, для безопасности считайте, что он едет вдвое быстрее, чем вы думаете, а тормозной путь будет в четыре раза длиннее, чем вам кажется.

Выпускайте пассажира в местах, отведённых правилами дорожного движения, а не по центру проезжей части. При этом следует остановиться так, чтобы до бордюра оставалось расстояние, позволяющее пассажиру комфортно покинуть ваш автомобиль, а двухколёсному участнику дорожного движения свободно проехать между ним и бордюром.

Отъезжая от светофора, не надейтесь обогнать стоящего рядом велосипедиста и повернуть. Легкий велосипед всегда разгоняется до доступной ему скорости быстрее тяжелого автомобиля.

О том, что велосипедист начал экстренное торможение, можно узнать по той характерной позе, которую он принимает, чтобы не перевернуться через руль: педали не вращаются, шатуны горизонтальны; пятки ниже педалей, таз вынесен назад и опущен на заднее колесо, седло упирается в живот, корпус горизонтален, голова пригнута, руки почти горизонтальны. Знание этой позы поможет правильно реагировать, столкнувшись с велосипедистом в дорожной ситуации.

Проезжая на большой скорости мимо велосипедиста, вы можете спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. По законам аэродинамики ваш автомобиль создает поток набегающего воздуха, который способен сбить велосипедиста с намеченной траектории движения. А водитель следующего за вами автомобиля может не успеть отреагировать на резкое изменение положения велосипедиста на дороге.

Воспринимайте группу велосипедистов как единое транспортное средство. Не пытайтесь втиснуться автомобилем в ее разрывы и не препятствуйте ее манёврам.

У мотоциклистов, независимо от того, знакомы они или нет, принято всегда приветствовать «собрата». При встречном разъезде: взмахом руки, кивком головы, миганием дальнего света, а при обгоне — подачей звукового сигнала.

Осторожно! За рулём «туфелька»!

Не воспринимайте предвзято девушек за рулём: некоторые хоть и медленнее, но намного аккуратнее мужчин.

В свою очередь, девушки не должны забывать, что они — равноправные участники дорожного движения. Не считайте, что если вы дама — вам все должны уступать.

Для девушки, управляющей автомобилем, лучше всего подойдет закрытая обувь на мягкой подошве, обувь с маленьким каблучком, либо плоская обувь, в виде мокасин. А если она по каким-то причинам не подходит к вашей одежде, возите с собой сменную обувь.

Полнейшая классификация водителей

Здесь речь пойдёт о тех, кто окружает нас на дороге. Точнее, тех из них, кто ещё не знает «языка дороги» и порой заставляет очень остро прочувствовать выражение «водитель водителю волк». Итак, будьте внимательны:

1. «Мигающий»

Водитель перед вами мигает «аварийкой», хотя ничего особенного с ним не происходит? Да и на дороге, вроде, всё в полном порядке? Не волнуйтесь, просто вы встретили «Мигающего». Данный экземпляр всегда включает аварийную сигнализацию (вероятнее всего, он вообще никогда её не выключает). Прочие водители таких ненавидят, зато «любят» тележурналисты — ибо, завидев «Мигающего», водители автоматически резко давят на тормоза, за чем часто следуют аварийные ситуации и заметки в вечерних новостях. В дождливую или снежную погоду именно «Мигающие» служат причиной большинства аварий.

2. «Пропусти Маньяка»

Он не ищет простых решений. Вместо того чтобы спокойно съехать с трассы на более спокойную улочку и без напряжения влиться в поток автомобилей, он продержится до самого конца трассы, а там будет мужественно протискиваться между машинами. Особенно интересно наблюдать за водителями типа «Пропусти маньяка» в плотном потоке машин. Вы легко узнаете их — это те, кто пролетает мимо вас по своей личной скоростной полосе, а потом подрезает вас на съезде, даже не соизволив включить «поворотник».

3. «Жадина» (также известный как «Это-Место-Моё»)

«Жадина» любит дорогу. Причём, любит он её единовластно, страстно и ревниво. Как только вы включаете указатель поворота, он автоматически сокращает расстояние между своей машиной и машиной впереди него. Это приводит к тому, что все автомобили, следующие за ним, повторяют его действия, и в результате вы имеете дело с очередью из 20-ти или 30-ти машин, которые препятствуют вашему манёвру. И так повторяется каждый раз, когда вам нужно сменить рядность, в особенности — если вам нужно пересечь несколько полос, чтобы съехать с трассы. Не верите? Попробуйте! Ничего подобного не происходит? А вы сами, случайно, не «Жадина»?

4. «Хаммер», или «Больше-Ничего-Не-Вижу»

Эти вольные птицы больших дорог, как ни странно, чаще всего встречаются на городских магистралях. Они незаметно подкрадываются к вам (конечно, именно к вам) и блокируют весь передний обзор, включая солнечный свет. Иногда, если у них не тонированные стёкла, вы можете угадать, что происходит впереди, подсматривая сквозь их окна. Но не расстраивайтесь — без дозаправки эти «властелины колёс» могут проехать всего ничего, так что вскоре вы снова будете безраздельно владеть прекрасным видом (иными словами — видеть, что происходит перед вами).

5. «Я-Должен-Повернуть-Налево» (Гомер Симпсон)

Наверняка такие вам встречались. Вспомните — остекленевшие глаза, крепко сжатые руки на руле… Он должен повернуть налево! И ничто его не остановит. Даже стрелка на светофоре, из зелёной превратившаяся в жёлтую, а потом и в красную; даже если там и сворачивать-то некуда, а для разворота нужны две свободные полосы. Вам будет легче, если вы представите за рулём Гомера Симпсона, который упрямо бормочет себе под нос: «Я… должен… повернуть… налево». Вам станет легче… ровно до следующей встречи с ним.

6. «Полный Разворот» (а зачем ждать левого поворота?)

Мастер абсурдного жанра. Этот водитель делает полный разворот ВМЕСТО левого поворота, который он собирался сделать. Так он попадает в правый ряд (бывшей) встречной полосы, после чего поворачивает направо, и достигает цели, так и не сделав левого поворота.

Эти персонажи заслуживают страшного наказания. Но вы даже пытайтесь утруждать себя жалобами, — это всё равно, что призвать к ответу грозу или землетрясение — нечто, с чем невозможно спорить, что невозможно понять.

7. «Запасливый»

В принципе, неопасный тип. Как водитель — вполне адекватен. Его феномен заключается в том, что, останавливаясь на красный сигнал светофора, водитель оставляет огромный зазор (длину двух автомобилей, а то и больше) между собой и машиной впереди. Особенно это раздражает, если вам необходимо повернуть налево, и по знакам вы имеете право это сделать, а он преграждает вам путь и перед ним — 10 никем не занятых, абсолютно свободных и независимых метров!

8. «Было ваше — стало наше!»

Помните детскую игру, в которой нужно быстро занять стул, когда закончится музыка? Так вот, некоторые её не забыли и по сей день, и музыка звучит каждый раз, когда они выезжают на дорогу. В то время как вы спокойно движетесь в потоке машин и размышляете, стоит ли вам проезжать перекрёсток на жёлтый свет, раздаётся жуткий рёв двигателя и другая машина втискивается прямо перед вами. Иногда двое или трое таких умельцев ухитряются исполнить свой фокус до того, как вы опомнитесь и среагируете. Обычно сразу за этим происходит следующее:

1) Загорается красный свет, и вы сидите, проклиная всё на свете;

2) Вы оказываетесь заблокированными посреди перекрёстка, и все водители сигналят вам почём зря.

9. «Светофорный Паникёр»

Этот персонаж занят одним — проскочить перекрёсток, что бы ни показывал светофор. Жёлтый сигнал для такого — всё равно что надпись «Поддай газку!». Он проносится мимо вас со скоростью света, с криками и улюлюканьем… А вы остаётесь стоять посреди перекрёстка, без шансов на левый поворот. Если горит красный — он пролетает мимо, потому что не сомневается в бесценности каждой секунды своего времени. Являясь постоянной причиной аварий, такой водитель практически никогда не попадает в руки дорожных инспекторов — до тех пор, пока не столкнется с автомобилем человека, спокойно ехавшего на зелёный свет.

10. «Девочки»

Кто из нас не обращал своё водительское внимание на молоденьких девушек, которые одновременно лопочут по мобильному телефону и проверяют макияж в зеркале заднего вида, а маленькая собачка сидит у них на коленях? К таким водителям вообще не стоит приближаться! Они ухитряются случайно и непредсказуемо сворачивать именно туда, куда собирались свернуть вы — и так всё время, что вы находитесь рядом.

Пешеход и водитель

Не стоит забывать, что каждый водитель бывает пешеходом.

Подъезжая к «зебре», остановитесь и рукой пригласите пешехода перейти дорогу. Если пешеход предлагает вам проехать первым, проезжайте, не задумываясь: продолжительный «обмен любезностями» может ввести в заблуждение и вас, и пешехода.

Остановившись на «зебре» и пропуская пешехода, который переходит дорогу на уровне капота вашего автомобиля, помните: в этот момент человек становится практически незаметным для транспорта, движущегося за вами, особенно, если вы управляете крупногабаритным автомобилем. Для предотвращения ДТП, включите аварийную сигнализацию, потому что вышеуказанные транспортные средства, не заметив опасности и, соответственно, не снизив скорости, могут объехать вас с любой свободной стороны, куда, вполне вероятно, может направляться пешеход.

Если вы заметили, что автомобиль, который двигался впереди вас, остановился на пешеходном переходе и включил аварийную сигнализацию — автоматически сбросьте скорость вплоть до полной остановки.

Объезжая стоящий пассажирский транспорт, не торопитесь и смотрите на его передние колеса: из-за них могут появиться вышедшие на остановке пассажиры.

Если автомобиль, который движется впереди вас, включил правый поворот, прижался к обочине и остановился, будьте готовы к тому, что сейчас распахнется левая дверь, и к вам под колеса может выскочить водитель или его пассажиры.

По дворам передвигайтесь медленно. Помните, в любой момент из-за забора, угла или из подъезда могут внезапно выбежать дети.

Экономное движение

Если вы желаете экономичнее расходовать топливо, не перегружайте автомобиль, поддерживайте установленное производителем давление в шинах и заправляйте автомобиль бензином с октановым числом, указанным в инструкции по эксплуатации.

Включенный кондиционер повышает расход топлива на 10 %, но если в целях экономии в жаркий день вы не включаете кондиционер, а открываете окна салона, особенно на большой скорости, то никакой экономии не получится, так как расход топлива значительно возрастет: открытие всех окон приравнивается к ещё одному пассажиру в салоне.

Все, что закреплено у вас на крыше (багажник, держатели для лыж, дополнительные фары, какие-нибудь обтекатели и т. п.), повышает расход топлива. И чем выше скорость, тем больше тратится горючего.

Driving in a foreign language
Мы начали с того, что наука вождения — это некий особый язык. Продолжая эту аналогию, нельзя не учитывать тот факт, что в мире множество разных языков и диалектов — абсолютно разных, но зачастую в чём-то всё же подобных. Люди, живущие, например, по разные стороны океана, не смогут понять друг друга, если не приложат значительных усилий.

И все же — в мире дорог и автомобилей история абсолютно идентичная. Простой пример: даже обладая отличной реакцией и самой лучшей в мире коробкой передач, вы неизбежно попадёте в неприятную ситуацию, если проигнорируете тот факт, что в Англии левостороннее движение. А в Бразилии водители настолько привыкли к улицам с односторонним движением, что «стритрейсинг» устраивают даже водители автобусов. Причём средь бела дня. В этом смысле наши рекомендации не будут отличаться от тех, что дают в туристических агентствах — выучите несколько основных истин, полезных фраз и глядите в оба — тогда любая поездка будет приятной.

Вождение по-…

• английски

Движение — левостороннее. С этим фактом большинство водителей-неангличан уже смирились. О многом, что, в свою очередь, может привести к некоторым неудобствам во время поездки, водители задумываются реже. Руль в большинстве автомобилей в Англии расположен справа, поэтому скорость переключается не правой, а левой рукой. Не такая уж незначительная деталь, если у вас механическая коробка и сто испытанных манёвров, «заточенных» на быструю смену передач. Разворот (U-turn) разрешён везде, где это удобно водителю и не запрещено знаками. Постарайтесь сдерживаться и не сотрясать воздух «великим и могучим» каждый раз при виде собрата-англичанина, выполняющего фигуру «высшего» дорожного пилотажа, когда вы наименее всего этого ожидаете. Почти во всех небольших посёлках ограничение скорости 30 миль/час. Если вам не встречаются знаки, это не значит, что можно расслабиться. Современные английские деревеньки напичканы камерами слежения за дорогами. На узких английских улицах предусмотрены специальные мощёные участки — чтобы водители могли разъехаться там, где есть место только для одного автомобиля. Пропускает обычно тот, кто ближе к этому участку (они называются lay-by), а тот, кого пропустили, должен вежливо помахать вслед, выражая благодарность.

• испански

Не удивляйтесь, если вы уже битых полчаса не можете выехать с просёлочной дороги на скоростное шоссе. Не в правилах испанских водителей пропускать кого-либо куда-либо. Поэтому, чтобы попасть на «хайвей», вам придётся проявить недюжинную долю агрессии, которая, скорее всего, не одобряется на наших дорогах.

В Испании запрещены экранные навигационные системы. Учтите это, собираясь приобрести новый GPS к отпуску.

• французски

На французских автобанах существует негласный закон — обогнав автомобиль по левому ряду, принято сразу перестраиваться в правый, чтобы не мешать другим водителям. Учтите, буквально сразу перестраиваться! Если вы поведёте себя «привычно» (как принято у нас), и продолжите движение по левому ряду, не удивляйтесь, если какой-нибудь разгневанный француз «приклеится» к вам сзади на рискованно близкое расстояние и будет держаться там вплоть до того, как вы перестроитесь вправо. Поверьте, он не хочет вас «наказать» (ну разве что совсем чуть-чуть) — это привычная для них реакция на такое поведение.

• японски

Японские водители очень сдержанны и вежливы, правила соблюдаются в этой стране практически безукоризненно. Однако существует несколько исключений.

Практически все водители, завидев то, что светофор вот-вот зажжётся красным, не притормаживают, а, наоборот, ускоряются. Согласитесь, к такой национальной особенности лучше быть готовым, особенно, если принимать во внимание тот факт, что движение левостороннее и руль опять-таки справа. Водители паркуют свои автомобили так, что они зачастую блокируют движение — и никто их за это не штрафует. По обочинам ездит множество велосипедистов — и не в том же направлении, что машины, а в противоположном!

• индийски

Левостороннее или правостороннее? Оба! То есть начинаете вы, скорее всего, с левой полосы, если движение на ней затруднено — перемещаетесь на правую и.т.д. Если движение затруднено на обеих полосах, вы ждёте, пока появится свободная «ниша», и втискиваетесь в неё — стратегия проста, как в шахматах. Информация к размышлению: в Индии чем больше транспортное средство, тем больше к нему уважения. «Легковушка» обязана пропустить грузовик (что бы не говорили правила), а дальнобойщики и большие фургоны — признанные «короли дороги» и могут делать всё, что им заблагорассудится. Клаксон используется не только в случаях, когда вы хотите привлечь внимание. Он также служит выражением радости, грусти, для приветствий и прощаний, для заигрываний и ругательств. Если вам покажется, что вы видите НЛО, приближающееся к вам по пустынному шоссе, присмотритесь внимательнее. Наверняка это чудо, мигающее разноцветными огнями и исторгающее непонятные звуки, — на самом деле автобус, битком набитый паломниками, которые ищут встречи с Всевышним. Причём, судя по скорости, с которой они несутся, встреча будет очень и очень скорой.

• египетски

Чтобы стать своим среди водителей-египтян (или, по крайней мере, себя таковым ощущать) вам понадобятся: исправный клаксон и беруши. Египетские водители вообще никогда не замолкают! Причём это гудение не преследует какую-то определённую цель — предупредить пешехода или отругать другого водителя — нет, все эти гудки просто говорят: «Я есть, я еду». Так что вооружайтесь гудком и отрывайтесь по полной — тихо ездить можно и дома! Не рекомендуется путешествовать на автомобиле по ночам. Египетские водители любят остановиться на дороге и выключить ВСЁ освещение, или разогнаться, не включая фар дальнего света. И в том, и в другом случае вы не увидите их, пока не будет слишком поздно. А прибавить к этому ползущие по дорогам тележки с запряженными осликами и разбросанные, словно мины, змеиные клубки, — сами решайте, стоит ли ради этих «прелестей» отправляться в путь затемно.

И ещё. Большинство египтян за рулём «перестают различать цвета». Ничем другим нельзя объяснить тот факт, что они постоянно поддают газу на красный свет и периодически тормозят на зелёный. Однако это не влияет на способность пользоваться клаксоном (к сожалению).

• итальянски

Использование сигналов гудка официально запрещено в жилых районах, что не мешает итальянским водителям гудеть так, что хочется заткнуть уши и надеть звуконепроницаемый шлем. Любое нарушение, даже минимальное превышение скорости может послужить причиной для сурового штрафа — который вам придётся оплатить тут же, не дожидаясь повестки в суд, как это принято у нас.

• бразильски

Про одностороннее движение мы уже упоминали. Хорошо, хоть оно привычно-правостороннее, потому что бразильские водители горячи не на шутку, и вам придётся или участвовать в импровизированной гонке, или стоять на обочине.

Парковать машину в центре проезжей части — обычное развлечение. Может, за это и штрафуют (в других странах, например?), но водителей Бразилии правила не останавливают. Если вы действительно решили путешествовать по Бразилии «на колёсах», задумайтесь о безопасности. Имеется в виду не обязательное использование ремней безопасности и вообще традиционное соблюдение безопасности на дороге, а элементарная безопасность вашей собственной жизни — она легко может попасть под угрозу. Наиболее распространённый вариант — вы стоите в пробке, а в приоткрытое окно просовывается добродушная физиономия и предлагает отдать все ваши деньги и ценные вещи. Поэтому возьмите за привычку в пробке или «тянучке» закрывать окна и блокировать двери. Ещё про безопасность — всегда давайте немного денег «на чай» паренькам на парковке, присматривающим за машинами: у вас значительно повысятся шансы обнаружить свой автомобиль на следующее утро в той же комплектации, как вы его оставили.

Надеемся, эти нехитрые «фразочки» из разноплемённого водительского жаргона пригодятся вам во время путешествий. А если вы узнаете новые правила и знаки — присылайте их нам, чтобы другие водители были в курсе происходящего в разных уголках нашей авто-планеты.

Уход за автомобилем

Пользуйтесь качественной автомобильной косметикой. Не протирайте торпеду средствами, придающими ей блеск: при попадании солнечных лучей она будет вас слепить.

Используйте защиту от солнца для лобового стекла — берегите торпеду от выгорания.

Никогда не помогайте электромотору стеклоподъемников справляться со своими обязанностями, по крайней мере, пластмассовые шестеренки в редукторе стеклоподъемника прослужат дольше.

Закручивайте колесные гайки конусом вперед, так как они центруют колесо. Затягивайте их равномерно, а через каждую тысячу километров пробега проверяйте затяжку и давление в шинах.

Каждые 2–3 дня проверяйте уровень масла, особенно, если двигатель вашего автомобиля оборудован турбиной.

Регулярно проверяйте задние габаритные огни и стоп-сигналы. Сгоревшие лампочки могут стоить вам ремонта задней части автомобиля.

Если вы подкачиваете спущенное колесо малогабаритным компрессором, не ставьте его на землю. При работе он вибрирует, поднимает пыль и тут же всасывает её. То, что пыльный воздух окажется внутри колеса, не страшно. Страшнее то, что пыль будет сжиматься пластмассовыми уплотнениями компрессора, которые быстро выйдут из строя.

Периодически проверяйте медикаменты в вашей аптечке и срок их годности, а при необходимости пополняйте и заменяйте просроченные лекарства.

Копилка опыта современного автомобилиста

Если на железнодорожном переезде, в центре оживлённого перекрёстка или большой лужи ваш автомобиль заглох и не желает заводиться, — включите первую или вторую передачу, проверните ключ в замке зажигания и с помощью стартера выкатите его на более удобное место.

Если вы застряли в яме или, например, песке, выехать вам поможет трогание автомобиля «враскачку». Применяя этот прием, необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. При первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса, затем происходит их разгрузка из-за обратной реакции сжатой подвески. Поэтому заднеприводный автомобиль загружает в момент трогания свои ведущие колеса, а переднеприводный их разгружает, т. е. более подвержен пробуксовке на начальном этапе разгона.

Импульс трогания необходимо приурочить к моменту загрузки ведущих колес, поэтому на автомобиле с передним приводом желателен двойной выжим сцепления. Первым импульсом при этом разгружаются передние колеса, повторным на них дается тяга в момент, когда автомобиль качнется вперед.

Для движения по песку необходимо приспустить шины, чтобы площадь соприкосновения с поверхностью была больше, — тогда транспортное средство загрузнет меньше.

Если ваш автомобиль собираются буксировать — включите зажигание и поверните ключ на один щелчок назад. В этом случае вы избежите ситуации блокировки рулевого колеса во время буксировки вашего автомобиля.

Гидроусилитель руля работает только при заведённом двигателе. Если вы буксируете такой автомобиль — не забывайте его заводить.

Перед тем, как открывать в автомобиле двери, посмотрите в зеркало заднего вида. На узкой дороге, выходя из автомобиля, не стойте с его левой стороны. Пройдите за капот или на тротуар.

Не оставляйте в автомобиле вещи. Даже если в вашем дипломате только бутерброды и бутылка кефира, кроме вас, об этом никто не знает. В надежде на то, что в нём находятся ценные вещи, злоумышленники могут «вскрыть» ваш автомобиль.

Если замок зажигания вашего автомобиля разболтался, следите за тем, чтобы извлечение ключа происходило только в положении «Lock». Это позволит всегда отключать электрооборудование автомобиля и, соответственно, сохранять заряд аккумулятора.

Покидая парковку, вы увидели, либо вам указали прохожие, что ваше транспортное средство оставило масляные пятна на дорожном покрытии. Не забывайте, что это может быть не только течь агрегатов, но и банальная уловка автомобильных воров. Поэтому, прежде чем лезть под капот и осматривать место подтекания жидкости, вам необходимо закрыть автомобиль на центральный замок.

Если на покрышке возникла «грыжа», а запасного колеса нет, переставьте дефектное колесо на правую сторону задней оси автомобиля.

Если у вас сломался дворник с водительской стороны, а ехать до ближайшего СТО еще долго, можно «заставить» оставшийся дворник работать на вашей стороне: необходимо открутить гайку и максимально наклонить дворник в сторону водительского стекла.

Никогда не лезьте под машину, которая стоит только на одном домкрате. Всегда подставляйте упор.

Снизу у всех автомобилей проходит выхлопной тракт, т. е. глушитель, и резонаторы — выхлопные трубы. Во время поездки все эти элементы довольно сильно нагреваются, а так как почти все легковые автомобили очень низкие, после остановки под автомобилем может загореться сухая трава, куски бумаги, тряпки, — в общем, все то, что находится на обочинах дорог или у вас в гараже.

Не прогревайте двигатель вашего автомобиля в гараже. Даже при закрытых стёклах в салон попадает часть выхлопных газов, содержащих окись углерода без цвета и запаха.

Exit mobile version