20 автобусов уже начали работать на маршрутах в Ташкенте. Это первые автобусы в Ташкенте, оборудованные кондиционерами.
Автобусы ISUZU SAZ LE60 снабжены аппарелью и способны наклоняться для облегчения доступа инвалидов, пожилых людей и других маломобильных пассажиров.
Автобус оснащен дизельным двигателем ISUZU 4HK1-TCC мощностью 190 лошадиных сил. Мотор соответствует экологическому классу Евро-4 и работает в паре с автоматической коробкой переключения передач.
Городской автобус ISUZU SAZ LE60 средней вместимости может перевозить 56 пассажиров, 25 из которых могут сидеть.
Обзор автобуса Isuzu SAZ LE 60
Первый экземпляр данной модели был выпущен Самаркандским автозаводом в 2013 году и вскоре поступил на испытание в Ташкент, которое проходило с переменным успехом, так как, первый образец получился, мягко говоря, «сырым» по многим параметрам.
Здесь и далее мы приводим обзор и фото автобуса с транспортного форума tashtrans.uz
На протяжении пяти лет, завод, выпуская автобусы данной модели ограниченным тиражом, продолжал ее дорабатывать и усовершенствовать, устраняя все недоработки, выявленные в процессе тестовых испытаний, а также учитывая все поступающие замечания и опыт полученный при сборке и комплектации первых моделей.
И вот, в 2018 году теперь уже с конвейера завода сходит обновленная модель автобуса SamAuto LE 60, которая в начале ноября поступила в Ташкент для полноценной эксплуатации с пассажирами на городских маршрутах.
В отличие от первого, тестового экземпляра, серийная модель по внешнему виду получилась куда более симпатичнее, изящнее и «дружелюбнее».
Если же сравнить компоновку салона, пассажировместимость которого осталась прежней и составляет 56 человек (25 посадочных мест и 31 место для стоячих пассажиров), то здесь ничего существенно не изменилось, она осталась прежней и увы, не совсем рациональной в плане размещения пассажирских кресел.
Так, в передней части салона над правой колесной аркой не удел осталось свободное пространство, которое при более грамотной компоновке салона, можно было «отдать» еще под два дополнительных кресла, тем более, пример такой компоновки имеется у «белорусов».
Цветовая гамма салона вполне ординарная и достаточно приятная.
К качеству сборки, равно как и к примененным отделочным материалам никаких особых претензий, все на достаточно высоком и качественном уровне: ничего особо нигде не скрипит, не трясется, не отваливается и не болтается.
Конечно, при очень большом желании можно найти к чему придраться, но в целом, салон ко качеству сборки получился на твердую пятерку.
После начала эксплуатации с пассажирами, довольно часто можно было услышать критику в адрес ступенек в задней части слона. Ну, тут уж ничего не поделаешь, это та самая «плата», которую приходится платить за «низкопольность» передней и средний площадок в данной модели.
Еще одной изюминкой и новшеством обновленного пассажирского салона, является кондиционер, но его практичность и эффективность испытывать будем с наступлением жаркого времени года. Хотя в целом, и без него, салон имеет достаточно широкие форточки, которые в купе с вентиляционным люком в передней части салона, обеспечивают приемлемый уровень вентиляции.
Рабочее место водителя в SAZ LE60
Можно было бы придраться к эстетике и оформлению приборной панели, но не буду, хотя она, по моему скромному мнению, далеко от совершенства.
В целом же, кабина водителя выглядит очень уютной, комфортной и эргономичной. Все необходимые элементы управления и кнопки находятся под рукой, не нужно куда-то тянуться и что-то искать.
«Ташкентский» вариант LE 60 представлен в базовой комплектации, с некоторым набором дополнительных опций.
В частности, из предлагаемых заводом дополнительных опций, автобус имеет аппарель для инвалидов, водительское сиденье на пневмоподвеске и электронные маршрутоуказатели.
Правда, большим минусом установленных маршрутоуказателей является то, что они не заведены в общую систему управления автобусом и программируются отдельно, вручную, что не совсем удобно, так как при смене маршрута, все табло на автобусе придется перепрограммировать заново, опять же вручную.
Кроме того, автобус, по желанию заказчика, может быть оснащен системой громкой связи и микрофоном; мультимедийной видео системой, для трансляции в салон видео контента; видеокамерами наружного наблюдения, а также электронным контролем подвески позволяющей автобуса делать наклон на остановках.
Основные изменения, которые коснулись данной модели, содержаться в его начинке. Намаявшись с некачественными и более дешевыми комплектующими, одним из которых является двигатель, завод, в итоге, решил отказался от их использования и сделал ставку на качество, благодаря чему данная модель стала конкурентноспособной и смогла заинтересовать заграничных покупателей.
Так, на данный момент, не только Ташкент сделал заказ на эти автобусы, но и такие города из соседнего Казахстана как Алма-Ата и Шымкент.
Что можно сказать о комфорте во время поездки? Плохого практически ничего, если автобус не перегружен пассажирами.
Ход достаточно мягкий и плавный, звук двигателя сильно не напрягает своим завыванием, при этом, вспоминая опять же «белорусов», нет никакой посторонней вибрации или тряски салона. Хотя конечно, сравнение здесь несколько не уместно с учетом того, что типы двигателей совершенно разные, но сам факт.
Если же говорить о минусах, то практически все они проявляются при перегрузке салона пассажирами: крайне тяжело находиться в проходе задней площадки, состоящей из ступенек, еще тяжелее выбираться с этой площадки или задних сидений, если в проходе кто-то есть, так как возникает определенный риск подвернуть ногу на этих ступеньках или упасть с них, оступившись.
Хотя если быть объективным, оступиться и боязнь упасть «сверху» возникает и при пустом салоне, слишком уж большие перепады высот между ступенями.
Еще одна беда, опять же при перегрузе — это двери, они элементарно не могут закрыться или наоборот открыться, так как механизм закрытия не рассчитан на то, что створки будут зажаты большим количеством людей, поэтому в часы пик, посадка и высадка пассажиров, особенно на узловых остановках занимает много времени. Но, объективно, какие в данном случае могут быть претензии к автобусу или его конструктивным особенностям…?
Подводя краткий итог. Обновленный LE 60, без преувеличения, получился хорошим автобусом в своем классе, чувствуется что за эти годы, заводчане, дорабатывая и совершенствуя, вложили в него не мало сил и частицу свой души, от чего автобус, по большей части, вызывает симпатию своим внешним видом и обеспечивает достаточным уровнем комфорта во время поездки в нем.
Надеюсь, данная модель приживется на дорогах Ташкента и со временем вытеснит своих старших собратьев в виде моделей NP и HC, которые уже давно морально устарели и не соответствуют современному понятию городского автобуса.
Напомним, городские автобусы Mercedes-Benz O345 Conecto Low Floor, которые используются в Ташкенте с начала 2000-х, могут перевозить по 100 человек.
Следовательно, чтобы заменить Мерседесы, которые регулярно горят, необходимо в два раза больше автобусов на линии.
Впрочем, новые автобусы все же лучше устаревших миди-басов Isuzu, которые явно не справляются с пассажиропотоком в столице. Лишь бы кондиционеры работали не только зимой, но и летом.