В Ташкенте снова неожиданно выпал снег. В городе очищена только «президентская трасса», а менее статусные дороги остались нечищенными. Конечно, снегопад в Ташкенте бывает не часто, но все-таки, давайте разберемся, нужны ли зимние шины в Ташкенте.
Зимняя резина актуальна не только в снег и гололед. Даже в сухую погоду при температуре +7 °C зимняя резина показывает существенно лучшие показатели сцепления с дорогой, управляемости и торможения нежели всесезонные или летние шины.
Такое поведение обусловлено особенностями состава резины для разных климатических условий.
Чем отличаются летние, всесезонные и зимние шины
Летняя резина
Летнюю резину разрабатывают с учетом интенсивной эксплуатации в сухую или теплую дождливую погоду. Состав резиновой смеси оптимизирован для плюсовых температур с фокусом на повышенную износостойкость и долговечность шины.
Резина должна охранять свои свойства и выдерживать контакт с асфальтом, температура которого под ташкентским солнцем достигает 70 °C.
По мировым стандартам особенное внимание уделяется поведению шины на мокрой поверхности, а значит смесь и геометрия протектора должны эффективно способствовать отводу воды из пятна контакта шины. Также при высоких температурах увеличивается сопротивление качению, чтобы это предотвратить и снизить расход топлива производители добавляют специальные добавки в состав резиновой смеси. зимние шины
Высокая твердость материала шины обеспечивает необходимую износостойкость, а разогреваясь от раскаленного асфальта шина лучше цепляется за дорогу, обеспечивая оптимальный контакт, управляемость и безопасность.
При высоких температурах предметы плавятся, а при низких твердеют и становятся хрупкими. Это правило особенно справедливо для автомобильных шин.
Зимой летняя резина теряет свою эластичность, становится пластиковой, «дубеет», зимние шины — напротив остаются эластичными, даже в мороз.
Геометрия протектора летней шины представлена крупными элементами-каналами для отвода воды из пятна контакта и обеспечения хорошего сцепления с дорожным покрытием. Зимой крупные каналы забиваются снегом и наледью. Если у шины отсутствуют поперечные узкие канавки-ламели, шине просто нечем «цепляться» за поверхность, и она скользит по асфальту с минимальным сцеплением. Даже чистый, но не гибкий, а пластиковый протектор не схватывает неровности дороги. Как следствие – увеличивается тормозной пуль, автомобиль может потерять управляемость с самыми печальными последствиями.
Всесезонные шины — маркетинговый миф
Все сказанное про летнюю резину в той или иной мере относится к всесезонным шинам. Производителям всесезонной резины нужно соблюсти баланс характеристик – обеспечить хорошие сцепные характеристики, эластичность и износостойкость, как при нагреве, так и при отрицательных температурах. Но законы физики не обманешь – материал который становится оптимально-эластичным при плюсовых температурах не может сохранить такие же характеристики при отрицательных температурах.
Согласно мировым тестам всесезонные шины — это середнячки, которые зимой уступают зимним шинам, а летом летним.
Объясняется это просто – управляемость автомобиля зависит от сцепных качеств шины, которые напрямую зависят от состава резиновой смеси. Летом такие шины становятся слишком мягкими, а зимой остаются недостаточно эластичными, и только специальный рисунок протектора помогает улучшить сцепление с дорогой.
Однако этих мер недостаточно, и всесезонная шина может быть лишь компромиссным решением.
В Узбекистане массово представлены лишь шины начального ценового сегмента, значит, говорить о передовых технологиях производства и дорогостоящих компонентах в составе резиновой смеси не приходится.
Вспомните, как пилоты болидов «Формулы 1» прогревают свои шины на первом круге, ведь чем выше температура шины, тем лучше ее сцепные характеристики. И те же пилоты меняют колеса, как только трассу окропил легкий дождь. Разные условия — разные шины.
В зимних условиях прогреть шину не получится, т.к. колесо постоянно охлаждается через контакт с холодным покрытием, эффективность охлаждения усиливается в снег и дождь.
Зимние шины
Учитывая вышеизложенные рассуждения, логично предположить, что состав резиновой смеси и рисунок протектора для зимних шин, пригодных для использования в Скандинавии должен сильно отличаться от аналогичных шин, изготовленных для регионов с мягким климатом.
Различают два типа зимних шин. Арктические, они же альпийские или скандинавские, производятся как с шипами, так и без, и шины для «европейской зимы».
Арктические (альпийские или скандинавские)
Такие шины отлично показывают себя, как на снегу, так и на льду или мокром покрытии. Однако, из-за того, что резина очень мягкая она все же недостаточно хорошо держит дорогу и имеет низкий индекс скорости.
В условиях ташкентской зимы использование подобных шин категорически не рекомендуется.Уже при незначительных плюсовых температурах скандинавские шины становятся слишком мягкими, расплываются по асфальту ухудшая сцепление с дорогой.
В теплую погоду (+17) скандинавские шины способны увеличить тормозной путь автомобиля на 1,5-2 метра.
Износ арктических шин при эксплуатации в теплую погоду катастрофически увеличивается
«Европейская зима»
Но и здесь не обошлось без компромиссов. Зимние шины «европейского» типа уступают арктическим собратьям в управляемости на снегу и льду, из-за недостаточной мягкости протектора. Однако, оптимальный состав резиновой смеси позволяет этим шинам показывать свои лучшие качества в условиях мягкой зимы, а также в городских условиях – где на дорогах обычно снежная слякоть.
Шипованные шины
Сколько стоят зимние шины в Ташкенте
Менять резину на зиму или нет? Если позволяют средства, то ответ однозначный – переобуваться в зимнюю резину.
В какую? Здесь тоже можно посоветовать отталкиваться от финансовых возможностей, но не забывайте обращать внимание на тип шины. Если вам предлагают скандинавские зимние шины за 100+ долларов/шт., то может быть не стоит гнаться за агрессивным протектором, а приобрести шины для умеренной «европейской городской зимы» за 50-80 долларов/шт.
В бюджетном сегменте рынка широко представлены российские (Cordiant), китайские (Maxxis, Ovation, Ling-Long) и турецкие (Lassa) бренды, с неплохими отзывами и хорошим соотношением цены и качества. Цена за шину в этом сегменте начинается от 500 тысяч сумов за китайскую резину, и от 800 тысяч сумов за турецкую Lassa.
Нишу среднего класса занимают корейские и бюджетные «европейские» зимние шины Debica (Польша), Sava (Польша), Hankook, Nexen, Kumho.
Ценник от 1 000 000 сумов за шину.
Зимние шины премиум брендов в Ташкенте — это Michelin, Toyo, Continental, Bridgestone. За известный бренд придется выложить от 1.8 млн. сумов за каждую шину.
Цены на зимнюю резину в Ташкенте в декабре 2024 года:
🇨🇳 Ling-Long Grip Master 4S — $40 (14″) — $80 (17″).
🇹🇷 Lassa Snoways 4 — $65 (15″) — $95 (17″)
🇹🇷 Petlas Glacier W661 — $65 (15″) — $95 (17″)
🇰🇷 Nexen Winguard Ice — $75 (14″) — $145 (17″)
Цены приведены на наиболее распространенные типоразмеры шин для колес радиусом 15/16 дюймов, на основе объявлений на olx.uz.
Шины от разных производителей отличаются составом резиновой смеси и технологиями производства. Эксплуатационные характеристики вы каждом ценовом сегменте не сильно отличаются.
Если вы активно проводите зиму — часто выезжаете за город, регулярно посещаете Ферганскую долину и другие города Узбекистана, то вам следует присмортеться к шинам повнимательнее. Например, изучить тесты именно тех моделей шин, которые планируете к покупке.
На что обратить внимание при выборе комплекта зимней резины
Корд должен быть ровным, без заломов и изгибов. Сломанный корд не обеспечивает правильной посадки шины на диск и может лопнуть в самый неподходящий момент.
В Узбекистан часто завозят шины «матрешкой» — шина скручивается буквой зю, и конечно ни о какой целостности когда говорить не приходится.
Такие «матрешки» не редки на «Сергелийском» и «Фархадском» автомобильных рынках в Ташкенте.
Проверьте дату производства шины: маркировка DOT на боковине шины первые две цифры – неделя изготовления, вторые две – год. Следует отдать предпочтение более «свежим» шинам, т.к. резина имеет свойство стареть и терять свои свойства, даже если не эксплуатируется.
Обычно срок службы автомобильной шины составляет 5 лет, если она к этому времени не износилась.
Выбирайте шину «европейского типа» с ассиметричным протектором, который хорошо отводит слякоть и снег из пятна контакта
Если вы регулярно выезжаете за город и часто проезжаете по горным перевалам, то для вашего автомобиля подойдут шины арктического типа.
Однако, будьте готовы к усиленному износу и ухудшению управляемости в теплые дни.
Выбирайте зимние шины рекомендуемого размера или более узкую альтернативу. Чем уже резина, тем меньше площадь пятна контакта, а сцепление с дорогой лучше. Именно по этой причине не рекомендуется снижать давление в шинах ниже рекомендуемого, если вы не штурмуете снежную целину.
Зима не будет?
Зима в Ташкенте и вправду – теплая: средний минимум -1,5 °C, средняя температура выше нуля, при норме осадков 55-60 мм. в месяц.
А значит, типичной будет ситуация, в которой днем идёт дождь или мокрый снег, а как только солнце садится осадки превращаются в гололед на дорогах и тротуарах города. Неприятный сюрприз для водителей на летней или всесезонной резине. Не редки и более серьезные ситуации – все-таки снег держится на дорогах Ташкента 1-2 недели в году.
В этот период дорожное покрытие представляет собой слоеный пирог из льда, снега и талой воды, на таком покрытии уверенно чувствуют себя только зимние шины.
Коммунальные службы города стараются своевременно обрабатывать центральные дороги специальными реагентами. Но, чем дальше от центра города и стратегических маршрутов передвижения власть предержащих, тем дорожная ситуация сложнее.
После обильных осадков в заморозки существенная часть автомобилистов оставляет своих коней дома, и добирается на работу на такси и общественном транспорте. Однако ни такси, ни автобусов, ни маршруток на всех не хватает — вереницы людей у обочины ловят «попутку» в час пик. Малоприятное удовольствие, скажу я вам – ловить такси на заснеженной обочине, к тому же – это просто не безопасно.
А бывает и так, что дождь, снег и гололед захватывают водителей врасплох вдалеке от теплых гаражей. Вот и тихонечко скользят вереницы автомобилей на летней резине по дороге домой.
Измените свой стиль вождения – зимой дорожные условия совсем другие и машина острее реагирует на подачу «газа» и повороты руля – любое резкое действие может привести к потере управляемости.
Если вы считаете, что зимние шины лично вам не нужны – стоит выбрать правильный режим эксплуатации автомобиля.
На безопасности нельзя экономить, и в то же время – оптимальный режим использования автомобиля поможет обойтись без комплекта зимней резины.
Оставьте машину дома на неделю или две в году. Воспользуйтесь метро для поездок на работу, если не хотите тратиться на зимние шины.
Выезжать на заснеженные дороги, пусть и посыпанные «песком и солью», на летней резине и всесезонной резине небезопасно и безответственно по отношению к другим участникам дорожного движения.
Самое главное – не забудьте переключить свой стиль вождения на «зимний». Никакая зимняя резина не обеспечивает той управляемости, к которой вы привыкли за 11 месяцев лета.
Главным гарантом безопасности на дороге является водитель и его мастерство. Трезво оценивайте свои возможности!